Отличник — лучшая доля школьника? Действительно ли пятёрки в дневнике пригодятся в жизни?

 

В советские времена статус «отличника» — это почёт, он предвещает удачу в жизни, а получение золотой или серебряной медали обеспечивает лёгкое поступление в вуз.
В начале XXI века вдруг стало модно плохо учиться, доводить учителей, унижать отличников, называя их «ботанами». Министерство образования свело на нет значение медалей, а поступить в вуз теперь можно только по результатам ЕГЭ. И даже несмотря на все это, кто-то выбирает путь «отличника», перенося эту роль и во взрослую жизнь. Но так ли это хорошо?

отличник

Отличник «истинный» и отличник «натянутый»

Здесь я имею в виду истинного и ложного отличника. Вспомните, у вас в классе были настоящие, трудолюбивые или талантливые ученики, которые своими знаниями или упорной работой добивались высоких результатов в учебе и получали одни «пятёрки», а были и просто «любимчики» или старательные, которые за старание и могли получить высшую оценку. Школа требует у учителей как можно больше хороших оценок (надо повышать престиж школы и преподавателю бы надбавка не помешала по итогам аттестации), в итоге и появляются так называемые «натянутые» отличники. Они вроде и учатся хорошо, и стараются, но не дотягивают. Учителя пытаются их подбодрить, дать стимул и записывают в ряды самых лучших учеников. Но правильно ли это?

Проблема «натянутых» отличников

Настоящие отличники пробивают себе дорогу талантом и знаниями. Как этим правильно воспользоваться – их решение, и мы не будем это затрагивать, а поговорим только о психологической стороне «отличнической» жизни.
Проблема «натянутых» отличников – переоценка своих возможностей, которая формирует у ребёнка завышенную самооценку. Когда же он встретится с серьёзными трудностями в жизни, которые требуют у него много знаний, он будет винить в своей неудаче всех и вся, но только не себя.
Действительно, винить в этом ребёнка мы не будем. А виноваты здесь двое – родители (в большей степени) и учителя. Рассмотрим подробнее.
1) Родители, действуя во благо, желают вырастить из обычного ребёнка чуть ли не гения и заставляют его активно заниматься, ходить к десяти репетиторам. За любую оценку ниже «5» ругают.
Чего хотят родители: чтобы ребёнок больше занимался, всегда стремился к 5.
К чему приводит: либо ребёнок действительно начинает больше заниматься, просит дополнительного внимания от учителя и выходит в «ТОП класса» (учитель видит старания и решает вознаградить ученика).
Или же привыкает к тому, что просто за старания (а не за результат) все равно получит высшую оценку. Такая привычка опять формирует завышенную самооценку или работа не на результат, а ради работы, что может подпортить жизнь.
2) Учителя видят, что ребёнок успевает по их предмету, получает «пятерки» (хотя ребёнок может особо и не любить этот предмет). С одной стороны, это хорошо. Но они не понимают, что переоценивают возможности ребёнка или не берут во внимание желание самого ребенка. Легко внушаемому ученику говорят, что он талантливый, ему нужно готовиться к поступлению в вуз по этому предмету и т.д. Ребёнок верит, но на деле оказывается, что ему просто «навязали» этот предмет. Сделав выбор по совету учителей, он потом разочаровывается, а много лет учёбы уже потеряны.
Поэтому, следует видеть не только таланты и склонности к определенным предметам, но и то, к чему лежит душа ребёнка.

К чему приводит стремление быть отличником?

  • Ребёнок на износ занимается, чтобы в дневнике красовались «пятёрки», а в итоге не сдает экзамен на нужное количество баллов, которые требует вуз.
  • Ребёнку учителя ставят «отлично» просто за «красивые глаза», хорошую, но не отличную учёбу. Родители думают, что их ребёнок гений, а на самом деле нет. Итог – разочарование родителей, ребёнок страдает по этому поводу.
  • В школе ребёнка считают гением. Но придя в высшее учебное заведение или на работу, его в этом разуверяют (потому что его перехвалили). Итог – разочарование в жизни.
  • Родители заставляют ребёнка учиться на «отлично» и никак иначе. Ограничивают его во всем: в общении с друзьями, играми на улице и т.д. Всё это в лучшем случае может принести этому отличнику «поневоле» хорошее образование и высокооплачиваемую работу, но сам при этом ребёнок будет несчастлив, так как его лишили собственного мнения в выборе судьбы.
  • В ребёнке может развиться так называемый «синдром отличника», когда он переносит в обычную жизнь стремление ко всему идеальному. Ничего, если он стремиться держать дом в идеальном порядке или тщательно следит за своим внешним видом и здоровьем. Но стремление ко всему идеальному может вылиться и на подбор друзей, партнеров по жизни. Такие люди не понимают, что идеальных людей не бывает и никого изменить мы не в силах. Пытаясь кого-то изменить в лучшую сторону, «слепить свой идеал», отличник по жизни ломает свою судьбу и того, кого пытается изменить. Итог – идеальное счастье остается несбыточной мечтой.

Совет родителям

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был отличником (а мы все этого хотим), то спросите, а хочет ли он этого. Если да, то можно помочь — нанять репетитора, помочь самому и т.д. Но в то же время не ругайте за нехорошие оценки, цените знания ребёнка, а не его отметки. Если ребенок выбирает путь «учиться хорошо», но не на одни пятёрки, то пусть и идет по нему. Помните, оценки в школе – это не приговор будущему ребенка. Аттестат сейчас особо нигде не смотрят. Чтобы сдать ЕГЭ, нужны знания, а не отметки. Оценки могут и натянуть, но это не значит, что за ними что-то стоит. Будьте мудры, не стремитесь слепить «идеального ребенка», пусть он будет самим собой.

 Как стать отличником? Да и можно ли им стать?

В принципе, да. Если очень хорошо заниматься, брать дополнительные занятия, слушать внимательно учителя (а с ним должно повезти) и постоянно спрашивать у него непонятое. При таком раскладе всё возможно. Но всё же следует оговорить, что должны быть и природные склонности. Если их нет, не стоит расстраиваться. В каждом человеке есть какие-либо таланты и их нужно найти и раскрыть, а в большом океане жизни всё равно нужны знания и опыт, а не школьные отметки в дневнике.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Подробнее:
персональный сайт учителя
Персональный сайт учителя: как создать + картинки с грифом «как не надо»

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта "Школа и Мы". Вот и наступил очередной учебный год. Современные технологии давно затронули школы, поэтому каждый...

Закрыть