Жестокие дети в школе: норма и когда начинать действовать

Загрузка...

Тема детской жесткости – не самая редкая при обсуждении детских проблем. На своём сайте я не буду рассказывать о детях-извергах, детях-убийцах и т.д. Это уже не уровень в развитии личности, а патология. Наша задача – осветить зачатки проблемы и чем это может обернуться в будущем.


Учёные доказали, что жестокость детей происходит из семьи. Я говорила об этом, когда писала статью об отсутствии дисциплины в классе.

жестокие дети
Ребёнок — отражение родителей.

Папа позволяет поднять руку на маму – мальчик будет считать это нормой в семье и, возможно, тоже будет поднимать руку на свою семью. Если наблюдает девочка – в своей семье будет терпеть побои мужа, потому что с детства для неё это норма.
Родители мучают животных, издеваются – ребёнок будет это делать, не видя в этом ничего предосудительного. Потому что в его семье это нормально. У него наверняка не выработается чувство жалости к ним, ответственность за их жизнь.
Но у заботливых родителей, которые «трясутся» над своим ребёнком, возникнет вопрос – почему мой ребёнок жестокий, если у нас в семье всё хорошо? Психологи отвечают, что излишняя опека тоже может стать рычагом к развитию жестокости. Родители слишком оберегают ребёнка от отрицательных эмоций, травм, общения с «нехорошими» детьми и в итоге он не приобретает своего личного жизненного опыта.
Отрицательные эмоции тоже должны быть у ребёнка, чтобы он понимал — жизнь бывает разной. Бывают ссоры, неудачи, печаль. Если ребёнок не поймёт это с детства, а будет находиться в «пузыре» заботы родителей, то он либо будет видеть жизнь в розовом цвете и при каждой неудаче впадать в депрессию, либо начнёт выражать отрицательные эмоции на других людях. Отсюда и плохое поведение в школе, когда родителей рядом нет.
Имейте в виду, что дети порой не видят последствия своих поступков, грань между шалостью и преступлением (вспомните случаи поджигания бездомного человека).

Норма детской жестокости – что это такое?

Да, бывает и норма. Вспомните себя, всегда ли вы в детстве скрывали от других свою неприязнь к ним? Скорей всего вы хотели её тем или иным образом выразить. Кто-то не нравился – могли обозвать, толкнуть, испортить вещь. Можно ли объяснить, почему не нравился твой сосед по парте? Просто не нравился. В детстве судят однобоко – из малообеспеченной семьи, с физическими недостатками, ботаник, предатель и т.д. Любой из подобных признаков в школьной среде может стать поводом для выражения жестокости.
Самое тревожное время для родителя, когда детская жестокость начинает активно проявляться – период обучения в 4-7 классах. Дети уже вроде и не совсем дети, но ещё не юноши и девушки. В большинстве случаев «обзывания», «толкания» и т.д. проходят с выходом ребёнка из отрочества. Главное, понять, что эта жестокость «возрастная».

Почему появляется «норма жестокости»?

В этой статье я описывала, почему дети начинают обижать других. Как правило, это способ самоутверждения. У детей нет мысли, что нужно выбирать себе равного по силе и крутости соперника (из страха потерпеть поражение), а вот выбор «ботаника», «хромого», «кривого» и т.д. (по определениям детей) – изначально беспроигрышный вариант. За них никто не будет заступаться, ты выйдешь победителем и заслужишь уважение сверстников.
Всегда ли норма? Если «самоутверждение» переходит в травлю, бойкот, издевательства (психологические и физические), нужно поднимать тревогу.
У обидчика со временем тяга к жестокости может уйти на «нет», а вот чем могут закончиться такие действия для «жертвы-подростка» — всем известно. Если личность сильная, она справится (у меня это получилось), если слабая – решит, что это конец жизни и может даже расстаться с ней.
Важно заметить такие вещи родителям. Классный руководитель не всегда это видит, но если узнает (в том числе и с помощью родителей) , то может помочь (сам или с помощью психолога, завуча, директора).

Если «жертва» провоцирует на жестокость?

Бывают и такие случаи, когда «ребёнок – жертва» специально или в целях защиты сам провоцирует, чтобы против него строили козни. В данном случае «тактика игнорирования» (подробнее о ней читай в этой статье) была бы кстати, но жертва думает иначе. Он пытается защититься, говоря обидные слова в ответ, толкается и т.д. Но этими действиями только раззадоривает «жестокость» к себе и «получает». Как быть в таких случаях, напишу чуть ниже.

Ещё раз прошу родителей (именно родителей, так как учитель очень занят и не всегда видит проблемы среди детей) разговаривать со своими детьми, искренне интересоваться его проблемами, а не спрашивать «как дела в школе?» (скажет, что нормально).

Как быть с обидчиком?

Только если жестокость не переходит за грань и не становится издевательством, помогут беседы с психологом или любым другим авторитетным для ребёнка человеком. Главное, чтобы родители «жертвы» сами не устраивали разборки!
Пусть игнорирует действия обидчика, со временем интерес издеваться пропадет. Если нет реакции со стороны жертвы – интересно будет что-то делать дальше (пусть и в отрицательном смысле)?
Если «жертва» сама провоцирует обидчика, то стоит сказать последнему не реагировать на эти провокации. Обидчик останется виноватым, к нему могут быть применены наказания. А этого можно избежать, если именно «обидчик» будет придерживаться «тактики игнорирования». Скажите, что «ты будешь мудрее, а следовательно, тебя будут уважать, потому что ты избегаешь ненужных конфликтов».
Если конфликт не решается мирными способами, беседы со специалистами не приводят к нужному результату – пишите заявление директору или завучу на обидчика.

Помните, что если ваш ребёнок жестокий – пересмотрите своё поведение (вы сами грубы или слишком заботливы). Если она начала проявляться в подростковом возрасте – со временем пройдёт. Если переходит границы – обращайтесь к специалистам.

Воспитание ребёнка и развитие его личности во многом – отражение вашего воспитания. Хотите видеть своего ребёнка воспитанным, умным, добрым – работайте сперва над самим собой, тогда остальное будет гораздо проще.

Спасибо за внимание, пусть ваши дети всегда радуют вас.

Комментарии 3

  • Добрый день. Статья интересная, но у меня возникло несколько вопросов.
    1. Ребёнок, как и сказано выше игнорирует обидчика, но тому все равно. Тем более учитель, своим отношением даёт понять, что тот хороший. Т.е. этого задиру, посылают на олимпиады, конференции и т.д. как бы он лицо класса. Успеваемость ниже среднего, как т многие способный, но ленивый. (Тут добавлю, что этот мальчик при всех обозвал саму учительницу «тупой дурой», но для чего класса остался безнаказанным) Что делать?
    2. Да, мой ребёнок не любит драться и что мне делать? Насильно приучать к агрессии? Чтобы сдачи давал?
    3. Снова про обидчика. Он плохо ведёт себя и на уроках и на перемене. Учитель на родительском собрании всех родителей пыталась убедить, что мы плохо воспитываем своих детей и у нас абсолютно не воспитанные дети. Нет дисциплины, учителя игнорируют и т.д. Я пыталась спросить, где сам учитель во всей этой истории, но она меня резко оборвала и продолжила монолог, который длился 1,5 часа. Не могу понять, мне кажется это обычное хамство со строев учителя и оно должно, как то наказываться? Или я не права. Если у неё есть претензии к каким то детям, она должна с ними и их рлжителями разбираться. Моё убеждение, что плохого класса в общем, не может быть в принципе. Дети разные и аве они ведут себя в школе, полностью отвечает учитель.
    Да, забыла. Речь о начальной школе, 4класс. Самое интересное, что на родительское собрание пришла узнать про ЕГЭ, об этом так ни слова и не сказала. Как быть?

    • Все ситуации уникальны и к ним не найдешь универсального решения, тем более через интернет. Я считаю, что в каждом конфликте тем или иным образом виноваты двое, следовательно, разговаривать надо с обоими детьми. Если классный руководитель не видит проблему, напишите жалобу директору на этого ребенка, может, спокойные беседы с директором, школьным психологом помогут в разрешении конфликта.
      С тем,что в отсутствии дисциплины в школе виноват учитель, согласна с вами отчасти. Да, если учитель не обладает лидерскими качествами, способностью организовывать и т.д., дисциплины вряд ли возможно будет добиться, так как дети чувствуют, что они доминируют. Но если дома родители ругают учителя, обвиняют его во всех проблемах и говорят об этом ребенку, то о каком уважении к учителю с его стороны будет речь.
      Будьте объективны, рассматривайте ситуацию со всех сторон, от каждого лица, тогда все проще будет решаться.


  • Notice: Undefined variable: userid in /home/a0019845/domains/shkola-i-my.ru/public_html/wp-content/plugins/user-photo/user-photo.php on line 114
    Kukovanova

    Для предупреждения агрессивности и жестокости необходимо уделить внимание тому, что смотрит ребенок по телевизору и в интернете, в какие игры играет, находясь у компьютера? Очевидно, что просмотр боевиков и детективов, нередко вместе с родителями, игра в «стрелялки» никак не развивают чуткость и доброту.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Подробнее:
чем занимается учитель
Легко ли быть учителем: все подробности учительской жизни

Здравствуйте, уважаемые посетители сайта для родителей школьников и не только. На днях я пообщалась со своей бывшей коллегой по школе,...

Закрыть