Классный руководитель: что он должен, может и не имеет права делать. Памятка для родителей

Загрузка...

Я не буду здесь обращаться к тем обязанностям классных руководителей, которые описаны в их трудовых договорах и должностных инструкциях. Что должен делать классный руководитель, что не может или не обязан – обо всём этом постараюсь рассказать вам, уважаемые родители, как можно доступней и без канцеляризмов (слов, из которых состоят официальные документы).


Ещё работая в школе, меня поражало и возмущало, сколько же должен всего делать учитель, если он ещё и классный руководитель. О большом количестве «профессиональных граней» учителя я уже немного писала здесь. Данная статья опишет огромное количество обязанностей классного руководителя.

Классный руководитель – это учитель по любому предмету, который руководит всей жизнью (в школе и вне школы) одного прикрепленного к нему класса и общается с родителями.

классный руководительРассмотрим подробнее, чем занимается классный руководитель.

Классный руководитель должен знать:

    • Имя, фамилию, адрес, телефон каждого ребёнка в своём классе, и эти же данные для каждого родителя или законных представителей ребёнка + место работы и рабочий телефон.
      Вы наверняка уже видели бумажки, которые часто приходится заполнять под названием «Согласие на обработку персональных данных». Не пугайтесь этих бумажек. Школа выполняет закон «Об персональных данных», так же и как все учреждения. Вспомните хотя бы поликлинику или свою собственную работу, там вам обязательно давали заполнить такой бланк.
      Данные о месте работы и телефоне берутся на случай «несчастного случая» (извините за тавтологию). Если что случится, могут позвонить вам на работу.
    • медицинские показания и противопоказания каждого ребёнка (данные о здоровье, что ему можно, а что нельзя).
      К примеру, у вашего ребёнка сильная аллергия на шоколад. Учитель от себя решает подарить детям ко дню рождения шоколадку. Дети они такие, разве откажутся от сладкого? Вот и беда случается, а учитель (который отвечает за жизнь и здоровье ребёнка) в панике и не знает что делать.

  • особенности характера ребёнка (по возможности) (какие-то черты ребёнок может при вас и не демонстрировать, но если вы очень хорошо знаете его, то расскажите своему классному руководителю, это во многом может помочь в работе).
    Знала одного ребёнка, который с виду казался очень спокойным и трудолюбивым. К середине года видимо из-за усталости он начал раздражаться. Если что-то не слышал или не успевал, не понимал, мог бросить тетрадь, разрисовать контрольную работу или просто броситься в слёзы. Всё, что можно бы было объяснить учителю, подняв руку, он выражал подобным образом. Спрашивать о переломах психики у родителей учитель не всегда считает удобным, а проблема никак не решается.
    Уважаемые родители! Вы лучше знаете своих детей! Учителя изучают психологию в институте, но в маленьких объёмах и не всегда могут понять, что происходит с ребёнком (многое в характере зависит от семьи, которое учитель за два занятия в неделю понять не может!)
  • социальный статус семьи (является ли семья малоимущей (официально), сколько в семье детей, находятся ли родители в разводе).
    Одни родители жаловались, что в анкете для родителей (которую вас просят заполнить для выяснения социального статуса семьи – обобщённые данные затем передаются социальному педагогу школы) был вопрос: «Опишите материальное положение семьи». Такой вопрос не выражает социальный статус семьи, а материальный (что является личной информацией) и не имеет права находиться в такой анкете. Вы не обязаны сообщать об этом классному руководителю!
    Скорее всего, администрация школы вместе или отдельно с классным руководителем хотят выяснить, кто из родителей имеет больше денег, сами понимаете для чего. Подробнее о том, что делать, если на родительских собраниях собирают деньги, можете почитать здесь.
    причину отсутствия ребёнка на занятиях (сообщают родители, как это сделать, можете посмотреть здесь). Классный руководитель отвечает за ребёнка во время занятий. Поэтому с вас и просят записки, справки и т.д.

Что же обязан делать классный руководитель:

помогать решать конфликты в классе (между учениками);
помогать решать конфликты ученика и учителя;
готовить и проводить собрания родительского комитета и родительские собрания;
вести учёт питания учащихся в столовой школы (в старших классах этим могут заниматься сами учащиеся);
проверять дневники раз в неделю (выставлять оценки, вклеивать важную для родителей информацию, сообщать о дате проведения родительского собрания и т.д.).
все проблемы, связанные с конкретным учеником, обсуждать только с его родителями (законными представителями), а не в присутствии других детей или других родителей (если их дети в конфликте не участвуют);
— в случае возникновения несчастных случаев, конфликтных ситуаций сообщать родителям всю информацию.

Классный руководитель может:

— приглашать учеников и их родителей на индивидуальные беседы;
— звонить родителям по причинам, касающимся обучения, воспитания, поведения и жизни ребёнка в школе;
по просьбе родителей:
— помочь в закупке учебников, тетрадей, пособий;
— в организации досуга детей (если платный, например, поход в кино).
Но вправе и отказаться, так как школа и её работники не должны иметь дело с деньгами родителей.

Классный руководитель не вправе

собирать деньги с детей или родителей по собственной инициативе или по просьбе администрации школы;
раскрывать личную информацию об учениках, родителях, учителях посторонним лицам (всему классу, на родительских собраниях);
в одиночку выводить класс за пределы школы, если в классе больше 10 человек (на каждые 10 человек требуется один взрослый сопровождающий, поэтому могут пригласить родителей или других учителей).

Напоследок…

Но кроме обязанностей и запретов, классный руководитель всё же имеет и личную жизнь. Многие родители забывают про это и могут названивать учителю поздним вечером или даже ночью. Ладно, если случилось что-то или срочно что-то надо сообщить. Но часто некоторые мамочки и папочки предъявляют разные претензии и в не особо вежливой форме(почему не посадил ребёнка ближе к доске, хотя учитель впервые узнает об этой просьбе; написал несправедливое замечание в дневнике и т.д. и т.п.). Неужели об этом нельзя поговорить днём или при личной встрече?
Учителя тоже люди и тоже хотят побыть дома в спокойной обстановке. Сами понимаете, что школа не рай. Конечно, есть учителя, которые в любое время готовы вас выслушать, но делайте это в разумных пределах (в вежливой форме, в не позднем времени). После звонков с отрицательными эмоциями родителей, я должна была садиться делать уроки на следующий день. Создание уроков – творческий процесс по обучению и воспитанию ваших деток. Впитав вашу отрицательную энергию, учитель может создать гениальные уроки?

Если вы чем-то возмущены, то, пожалуйста, прислушайтесь к этим советам, прежде чем гневно звонить классному руководителю:

  • звоните в рабочее время (спросите о рамках звонка у вашего классного руководителя);
  • говорите вежливо, не создавайте конфликт (учителя бывают разные, могут злость выразить на ребёнке); вопросы, касающиеся детей, можно решить только в доброжелательной обстановке, а не в гневе и раздражении;
  • во всех проблемах опирайтесь на интересы ребёнка (как ситуация влияет на ребёнка, страдает он от этого и т.д.), а не на своё мнение, вы ведь решаете проблемы для улучшения жизни ребёнка!

Классный руководитель – ваш помощник и коллега в воспитании ребёнка. Относитесь к нему с уважением. Люди бывают разные, не всегда можно хорошо поладить. Но если случается какая-то проблема с вашим ребёнком в школе, дома, вы вполне можете с ним посоветоваться. В интересах классного руководителя помочь своему подопечному вырасти человеком в полном смысле этого слова. А теперь вы знаете об этой дополнительной должности учителя немного больше.

Есть что добавить или возразить? Напиши в комментариях. Жду в группах ВК и Одноклассниках. Мы там тоже обсуждаем разные проблемы со школой, присоединяйся.

Комментарии 22

  • Особенно понравились советы !!!! Вы, наверное, оооочень хорошим были классным руководителем)))))))!!!! Таким в школе не место, идите со студентами работать!!!!!

    • Что именно вас не устроило в советах? Или для вас считается нормальным звонить классному руководителю в любое время суток и разговаривать с ним на повышенных тонах? Кому не место в школе, мне тоже не ясно. Комментарий совершенно не к месту и не несет конструктивной критики. Прошу подробных объяснений, почему, по вашему мнению, статья не является полезной. Я была адекватным классным руководителем, который решал все вопросы в рабочее время и призывал к уважительному отношению друг к другу.И человек, работающий со студентами, обладает теми же правами, что и классный руководитель. По крайней мере на хорошее к себе отношение и на личное время.

  • Гнать таких учителей нужно!!!!!


    • Notice: Undefined variable: userid in /home/a0019845/domains/shkola-i-my.ru/public_html/wp-content/plugins/user-photo/user-photo.php on line 114
      Аноним

      это точо

  • Я иду на беседу с классным руководителем.Сама учитель.И мне сложно подобрать слова правильные для беседы и я переживаю, чтобы мои эмоции не взяли вверх..у дочери возникла конфликтная ситуация в классе при переходе в среднее звено.

    • Ваша главная задача -решить проблему, помочь ребенку. Главное, чтобы ваш классный руководитель был того же мнения. Остерегайтесь повышенных тонов, пусть выскажутся обе стороны. Как бы то ни было, в любом конфликте тем или иным образом виноваты оба, поэтому надо знать правду от каждой стороны. Старайтесь быть объективны и спокойны.

  • Я одного не пойму… Как можно вести подобные рассуждения (в духе «должен знать», «обязан делать», «не вправе» и т.д.) без какой-либо ссылки на инструкции/законы и т.д.? Т.е. это Ваши предположения и советы, а не ориентир родителям на права/обязанности учителя? Простите, но с моей точки зрения, статья бесполезна, потому как не дает никакой полезной информации об этих правах/обязанностях, Вы просто выразили своё мнение о надлежащих рабочих качествах учителя, не дав никакой полезной аргументации родителям для дискуссии с учителями…
    С Уважением…

    • Я пишу, исходя из своего опыта. И такой должности, как классный руководитель, не существует. Классное руководство — это дополнительная обязанность, которая прописывается либо в трудовом договоре, либо в должностной инструкции учителя-предметника (по моему опыту было так). Также можно заглянуть в локальные акты конкретной школы (Устав, правила трудового распорядка). То, что должен делать классный руководитель, в разных школах может отличаться. Те обязанности, которые я упоминаю в статье, как правило, прописаны в должностной инструкции учителя, а остальное — чисто на уровне взаимоотношений людей (администрации, родителей, учителей, детей). Как можно прописать в каком-то локальном акте, что учитель обязан обзванивать родителей перед родительским собранием, или что он обязан решить какой-то конфликт, про сбор денег на питание я промолчу. Я как раз и привела » полезную информацию о надлежащих качествах учителя», которую и ищет большинство людей, интересующихся данным вопросом. Если вам нужна нормативная база, то здесь ее,к сожалению, не приложишь.

  • А имеет ли право учитель,как обычный,так и классный,вместе с директором,обсуждать личную жизнь ученика,и оскорблять его перед другими родителями?

  • Спасибо создателю этого сайта!! Я столько многова узнал и что классный руководитель нарушел и не выполнил из своих обязанностей. И у меня вопрос имеет ученик право подать заявление директору по причинам: кража, хранение и сбыт краденых вещей (на эти причины классный руководитель не реагирует а посылает и объвеняет во всём ученика у которого случилась пропажа)

  • Наш классный руководитель любит озорных детей и в классе творится просто ужас. Группа озорных детей оскорбляют нормальных детей, которые хорошо учатся и послушные. Некоторые родители возмущены и готовы писать заявление в милицию. Она же считает таких родителей неадекватными, а вот мам этих озорников ,которые 5 раз замужем были и не следят за воспитанием своих отпрысков, она считает вполне адекватными. Вообще не понимаю её позицию и как она 20 лет проработала в школе. В классе мальчик закончил жизнь самоубийством, над ним сильно издевались эти озорники, но она говорит ,что мальчик был психически болен. Мне кажется ,что это она психически больна. И кажется школе удалось замять эту ситуацию с самоубийством, следственный комитет даже не беседовал с учениками. Наверное нужно писать жалобу в департамент образования и прокуратуру. Неужели она не боится Высшей справедливости, ведь ей доверили жизни и благополучие детей.

  • Имеет ли право классный руководитель лезть в личную жизнь и требовать, чтобы ученик не ходил в том или ином месте, если всё это не влияет на его успеваемость??

    • Данные рекомендации классный руководитель может высказать учащемуся в личной беседе, а также предложить провести беседу с ребенком родителям, так как они являются его законными представителями и несут ответственность за его обучение. Но данные рекомендации ни в коем случае не могут быть требованием, если только «нахождение в том или ином месте» не происходит в учебное время, в течение которого классный руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся.

  • Мой классный руководитель запретил мне общятся с моим лучшим другом(он из параллельного класса),имеет ли право?

  • я являюсь классным руководителем 6 класса. в классе есть очень проблемная девочка, часто пропускает школу, имеет неудовлетворительные оценки. я всячески помогаю ей исправить ей эти оценки, беседую с ней и мамой по поводу пропусков. мама просто разводит руками и признается в своем бессилии. я ежемесячно ставлю администрацию и социального педагога в известность, пишу докладные за то что у нее много пропусков и я на нее никак не могу повлиять прошу помощи у администрации школы. но они как будто меня не слышат, а потом обвиняют меня в том что я ничего никому не говорила и ничего не писала.они как администрация комиссий не собирает, а только говорят что я не работаю. дайте совет как мне быть и что мне делать?

    • Продолжайте в том же русле. Только на этот раз собирайте доказательства своей деятельности: докладные пишите в двух экземплярах (просите секретаря писать входящий номер на обоих экземплярах, один забирайте себе), попросите родителей (родительский комитет) написать характеристику вас как классного руководителя (объясните им, что это нужно вам для портфолио)с подписями других родителей (можно взять на родительском собрании). Пишите также заявления напрямую директору в просьбе оказать содействие в работе с данным учащимся (также в двух экземплярах с входящим номером). Если после данных действий ничего не меняется или вам отказывают в просьбе, напишите в управление образования города/района. Правда, последнее может привести к ухудшению отношений с администрацией, но у вас на руках будут доказательства вашей работы.

      • Здравствуйте еще раз, меня по прежнему один вопрос беспокоит, по поводу решения нашего Классного руководителя. Сын учится в шестом классе, учится не плохо, хвалить не буду всякое бывает. У других детей успеваемость совсем не радует. Собрались мамы с детьми вне школы отдохнуть в кафе без учителя после уроков. Имеет ли право классный руководитель запретить подобное мероприятие по причине плохой общей успеваемости класса ? … Этот вопрос я задавала три месяца назад. Теперь самое интересное. После нашего мероприятия ,Мы (родительский комитет из трех мам) продолжаем принимать активное участие в жизни класса. Но как недавно выяснилось, наша «классная» тихо молча на свое усмотрение переизбрала родительский комитет. После всей проделанной работы, мы возмутились на собрании, почему нас не поставили хотя бы об этом в известность?. Ответ был не ясен мне…: «Вы слишком придирчиво относитесь к подобным мелочам» … Слов нет! Что хотят то и творят. И наши дети должны быть под руководством подобных неадекватных тёток. Классного изначально хотели другого, но директор мягко выражаясь «пихнул» нам вот Это. …. Что посоветуете ?

        • Не вижу связи сбора мам в кафе и общей успеваемостью класса, классный руководитель тут не причем. Родительский комитет — это неформальное объединение, его работа не регулируется нормативными актами (хотя в каких=то школах может существовать положение). Формируют его, как правило, сами родители, чтобы РК выступал перед школой от их имени, решал различные проблемы класса и помогал школе. И как другие родители относятся к такому «самовольному» переизбранию?

  • Сегодня узнала, что на петсовете учителя говорили о моей личной жизни и что я не занимаюсь детьми и они брошенные! Что я нахожусь не знаю где! Хотя дети проживают со мной !какое право они имеют обсуждать это на петсовете!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Подробнее:
Что делать, если оставляют на второй год
Ребёнка оставляют на второй год: причины и способы избежать участи «второгодника»

Некоторые родители подписывают заявление на то, что оставляют ребёнка на второй год, не видя других вариантов, а другие в ужасе...

Закрыть