Классный руководитель: что входит в его функции?

 

Уже почти два года существует эта статья и очень много читателей жаловались на то, что мои слова ничем не обоснованы, только на опыте. Требовали предоставить нормативные акты, но я ничего не могла найти. Поиск ответа на вопрос одного из пользователей случайно вывел меня на приказ министерства с методическими рекомендациями о работе классного руководителя и я решила обновить статью и прокомментировать её в соответствии с нормативным актом.


Ещё работая в школе, меня поражало и возмущало, сколько же должен всего делать учитель, если он ещё и классный руководитель. О большом количестве «профессиональных граней» учителя я уже немного писала здесь. Данная статья опишет функции классного руководителя с точки зрения министерства образования.

Школы и учителя могут в своей работе ориентироваться на приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 февраля 2006 г. № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений», которые регламентируют деятельность классного руководителя.

Классный руководитель – это учитель по любому предмету, который руководит всей жизнью (в школе и вне школы) одного прикрепленного к нему класса и общается с родителями.

классный руководительПо закону (ч.1 статьи 60.2. Трудового кодекса РФ) любая дополнительная работа должна выполняться с письменного согласия работника и за дополнительную плату. На деле же классное руководство прописывается в трудовом договоре и учитель автоматически соглашается с выполнением данной работы при подписании. Редко кто может от этого отказаться, хотя имеет полное право, да и оплачивается оно далеко от пропорциональности потраченному времени и силам.

Слова «обязанности» в методических рекомендациях мы не увидим , но есть цель и задачи, функции, формы работы и критерии оценки работы классного руководителя. Попробую сравнить то, что написано в документе со своим опытом классного руководителя.

Функции классного руководителя и что нужно для их осуществления:

 

  • Знать Имя, фамилию, домашний адрес, телефон (желательно) каждого ребёнка в своём классе, а также ФИО родителей (законных представителей), их телефон. Я просила и данные о месте работы родителей, но они скорее всего являются избыточными.
    В данном случае реализуется следующие функции классного руководителя из организационно-координирующих:
  • — обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьёй;

  • — установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся…;

  • Эти данные также необходимы для осуществления следующей функции:
  • — ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся).

  • Знать особенности характера ребёнка (по возможности). Не все черты характера и склонности видны учителю сразу или даже со временем. Родители видят учащегося по-своему, в другой обстановке. Всем нам хочется, чтобы ребенка воспринимали как личность со всеми особенностями характера и поведения, поэтому расскажите о них классному руководителю. 
    Это может быть необходимо для:

    — Организации в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

    взаимодействия с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;

    Для осуществления коммуникативных функций:

    регулирования межличностных отношений между обучающимися;

    установления взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;

    оказания помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств

  • Знать причину отсутствия ребёнка на занятиях . Классный руководитель отвечает за жизнь и здоровье ребёнка во время занятий. Поэтому с вас и просят заявления,  записки, справки и т.д. На основе данных документов администрация составляет официальный приказ об освобождении ребенка от занятий. Таким образом, ответственность за жизнь и здоровье ребенка во время занятий берет на себя родитель (законный представитель). Это функция контрольная:

    контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

  • Должен готовить и проводить собрания родительского комитета и родительские собрания (как групповые, так и индивидуальные)

    проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;

  • проверять дневники как минимум раз в неделю (выставлять оценки, вклеивать важную для родителей информацию, сообщать о дате проведения родительского собрания и т.д.). Сейчас есть электронные дневники, а также большая часть информации выкладывается на сайте школы (школа обязана постоянно обновлять информацию на сайте для обеспечения информационной открытости образовательного учреждения, имейте это в виду). Но многие родители хотели бы по старинке получать информацию из бумажного носителя.

    контроль за успеваемостью каждого обучающегося;

  • Знать медицинские показания и противопоказания каждого ребёнка — рекомендуется
    Учитель не вправе требовать медицинские заключения и диагнозы. Но родители по своему желанию могут сообщить, есть ли у ребенка аллергия или физические особенности, которые нужно учитывать при организации учебного процесса (например, плохое зрение).

  • Знать социальный статус семьи (является ли семья малоимущей (официально), сколько в семье детей, находятся ли родители в разводе).
    Данная информация собирается для деятельности социального педагога.

    оказание родителям помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования)

    Походы с детьми в кино, театр и проведение других воспитательных или развлекательных мероприятий-

    организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

Методические рекомендации освещают и формы работы, которые классный руководитель может использовать для осуществления своих функций: индивидуальные (беседы, консультации); групповые (например, органы самоуправления, которые сейчас почему-то перестали быть актуальными, по крайней мере в моей школе); коллективные (конкурсы, спектакли, концерты).

Успешность работы предлагается оценивать по уровню социального развития обучающихся (общая культура, дисциплина), то есть по результатам.  Так же оценивается сам процесс работы, то есть как классный руководитель организовал воспитательную работу с учащимися, как взаимодействует с коллективом школы и родителями.

Но некоторые вещи всё же не освещены в документе, но, по-моему мнению, важны для работы — это то, чего нельзя делать в работе классного руководителя и немного о его графике.

Классный руководитель не вправе

собирать деньги с детей или родителей по собственной инициативе или по просьбе администрации школы;
раскрывать личную информацию об учениках, родителях, учителях посторонним лицам (всему классу, на родительских собраниях), так как он будет нарушать закон о персональных данных;
в одиночку выводить класс за пределы школы, если в классе больше 10 человек (на каждые 10 человек требуется один взрослый сопровождающий, поэтому могут пригласить родителей или других учителей). Требуется в обязательном порядке написать заявление на имя директора о том, куда и когда вы выходите с детьми с приложением списка учащихся.

О рабочем графике классного руководителя

Если классного руководителя (да и вообще учителя) волнует то, что родители звонят в любое время дня и ночи, то можете опираться на ваш трудовой договор. Классное руководство — это дополнительная обязанность, которая выполняется в основное рабочее время.  А так как рабочий день у учителей по сути ненормированный, то лучше договоритесь, в какое время родители могут вам позвонить по личному вопросу (за исключением экстренных случаев).

Мое мнение

Формулировки как всегда размыты и не разъясняют истинное положение классного руководителя в школе. Да, отражено, что он должен контактировать с родителями, быть «мостиком» между ними и другими работниками школы, должен организовывать воспитательную работу и стремиться развивать личность своих подопечных, решать конфликты, контролировать оценки и посещение. Но опять ничего не сказано про навязанные функции — сбор денег и организация питания учащихся своего класса ( на уровне своего муниципалитета я видела документ, в котором это прописывалось как обязательная функция классного руководителя). Почему он не должен это делать, я попыталась доказать в данной статье.

Напоследок…

Спустя два года я вернулась к статье уже с другими представлениями о школе и работе  в ней классным руководителем. Некоторые читатели были не согласны с моим мнением (правда, не поясняя почему). Сейчас я понимаю, что многое зависит от людей и достаточно много учителей, которые очень любят быть именно классным руководителем и большое количество функций их не пугает и не раздражает. Для меня же эта работа была в тягость, так как хотелось в большей степени заниматься подготовкой к урокам, а не подсчетом оставшихся денег на питание и проверкой дневников.

Есть что добавить или возразить? Напиши в комментариях. Жду в группах ВК и Одноклассниках.

Комментарии 34

  • Особенно понравились советы !!!! Вы, наверное, оооочень хорошим были классным руководителем)))))))!!!! Таким в школе не место, идите со студентами работать!!!!!

    • Что именно вас не устроило в советах? Или для вас считается нормальным звонить классному руководителю в любое время суток и разговаривать с ним на повышенных тонах? Кому не место в школе, мне тоже не ясно. Комментарий совершенно не к месту и не несет конструктивной критики. Прошу подробных объяснений, почему, по вашему мнению, статья не является полезной. Я была адекватным классным руководителем, который решал все вопросы в рабочее время и призывал к уважительному отношению друг к другу.И человек, работающий со студентами, обладает теми же правами, что и классный руководитель. По крайней мере на хорошее к себе отношение и на личное время.

  • Гнать таких учителей нужно!!!!!


    • Notice: Undefined variable: userid in /home/a0019845/domains/shkola-i-my.ru/public_html/wp-content/plugins/user-photo/user-photo.php on line 114
      Аноним

      это точо

  • Я иду на беседу с классным руководителем.Сама учитель.И мне сложно подобрать слова правильные для беседы и я переживаю, чтобы мои эмоции не взяли вверх..у дочери возникла конфликтная ситуация в классе при переходе в среднее звено.

    • Ваша главная задача -решить проблему, помочь ребенку. Главное, чтобы ваш классный руководитель был того же мнения. Остерегайтесь повышенных тонов, пусть выскажутся обе стороны. Как бы то ни было, в любом конфликте тем или иным образом виноваты оба, поэтому надо знать правду от каждой стороны. Старайтесь быть объективны и спокойны.

  • Я одного не пойму… Как можно вести подобные рассуждения (в духе «должен знать», «обязан делать», «не вправе» и т.д.) без какой-либо ссылки на инструкции/законы и т.д.? Т.е. это Ваши предположения и советы, а не ориентир родителям на права/обязанности учителя? Простите, но с моей точки зрения, статья бесполезна, потому как не дает никакой полезной информации об этих правах/обязанностях, Вы просто выразили своё мнение о надлежащих рабочих качествах учителя, не дав никакой полезной аргументации родителям для дискуссии с учителями…
    С Уважением…

    • Я пишу, исходя из своего опыта. И такой должности, как классный руководитель, не существует. Классное руководство — это дополнительная обязанность, которая прописывается либо в трудовом договоре, либо в должностной инструкции учителя-предметника (по моему опыту было так). Также можно заглянуть в локальные акты конкретной школы (Устав, правила трудового распорядка). То, что должен делать классный руководитель, в разных школах может отличаться. Те обязанности, которые я упоминаю в статье, как правило, прописаны в должностной инструкции учителя, а остальное — чисто на уровне взаимоотношений людей (администрации, родителей, учителей, детей). Как можно прописать в каком-то локальном акте, что учитель обязан обзванивать родителей перед родительским собранием, или что он обязан решить какой-то конфликт, про сбор денег на питание я промолчу. Я как раз и привела » полезную информацию о надлежащих качествах учителя», которую и ищет большинство людей, интересующихся данным вопросом. Если вам нужна нормативная база, то здесь ее,к сожалению, не приложишь.

  • А имеет ли право учитель,как обычный,так и классный,вместе с директором,обсуждать личную жизнь ученика,и оскорблять его перед другими родителями?

  • Спасибо создателю этого сайта!! Я столько многова узнал и что классный руководитель нарушел и не выполнил из своих обязанностей. И у меня вопрос имеет ученик право подать заявление директору по причинам: кража, хранение и сбыт краденых вещей (на эти причины классный руководитель не реагирует а посылает и объвеняет во всём ученика у которого случилась пропажа)

  • Наш классный руководитель любит озорных детей и в классе творится просто ужас. Группа озорных детей оскорбляют нормальных детей, которые хорошо учатся и послушные. Некоторые родители возмущены и готовы писать заявление в милицию. Она же считает таких родителей неадекватными, а вот мам этих озорников ,которые 5 раз замужем были и не следят за воспитанием своих отпрысков, она считает вполне адекватными. Вообще не понимаю её позицию и как она 20 лет проработала в школе. В классе мальчик закончил жизнь самоубийством, над ним сильно издевались эти озорники, но она говорит ,что мальчик был психически болен. Мне кажется ,что это она психически больна. И кажется школе удалось замять эту ситуацию с самоубийством, следственный комитет даже не беседовал с учениками. Наверное нужно писать жалобу в департамент образования и прокуратуру. Неужели она не боится Высшей справедливости, ведь ей доверили жизни и благополучие детей.

  • Имеет ли право классный руководитель лезть в личную жизнь и требовать, чтобы ученик не ходил в том или ином месте, если всё это не влияет на его успеваемость??

    • Данные рекомендации классный руководитель может высказать учащемуся в личной беседе, а также предложить провести беседу с ребенком родителям, так как они являются его законными представителями и несут ответственность за его обучение. Но данные рекомендации ни в коем случае не могут быть требованием, если только «нахождение в том или ином месте» не происходит в учебное время, в течение которого классный руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся.

  • Мой классный руководитель запретил мне общятся с моим лучшим другом(он из параллельного класса),имеет ли право?

  • я являюсь классным руководителем 6 класса. в классе есть очень проблемная девочка, часто пропускает школу, имеет неудовлетворительные оценки. я всячески помогаю ей исправить ей эти оценки, беседую с ней и мамой по поводу пропусков. мама просто разводит руками и признается в своем бессилии. я ежемесячно ставлю администрацию и социального педагога в известность, пишу докладные за то что у нее много пропусков и я на нее никак не могу повлиять прошу помощи у администрации школы. но они как будто меня не слышат, а потом обвиняют меня в том что я ничего никому не говорила и ничего не писала.они как администрация комиссий не собирает, а только говорят что я не работаю. дайте совет как мне быть и что мне делать?

    • Продолжайте в том же русле. Только на этот раз собирайте доказательства своей деятельности: докладные пишите в двух экземплярах (просите секретаря писать входящий номер на обоих экземплярах, один забирайте себе), попросите родителей (родительский комитет) написать характеристику вас как классного руководителя (объясните им, что это нужно вам для портфолио)с подписями других родителей (можно взять на родительском собрании). Пишите также заявления напрямую директору в просьбе оказать содействие в работе с данным учащимся (также в двух экземплярах с входящим номером). Если после данных действий ничего не меняется или вам отказывают в просьбе, напишите в управление образования города/района. Правда, последнее может привести к ухудшению отношений с администрацией, но у вас на руках будут доказательства вашей работы.

      • Здравствуйте еще раз, меня по прежнему один вопрос беспокоит, по поводу решения нашего Классного руководителя. Сын учится в шестом классе, учится не плохо, хвалить не буду всякое бывает. У других детей успеваемость совсем не радует. Собрались мамы с детьми вне школы отдохнуть в кафе без учителя после уроков. Имеет ли право классный руководитель запретить подобное мероприятие по причине плохой общей успеваемости класса ? … Этот вопрос я задавала три месяца назад. Теперь самое интересное. После нашего мероприятия ,Мы (родительский комитет из трех мам) продолжаем принимать активное участие в жизни класса. Но как недавно выяснилось, наша «классная» тихо молча на свое усмотрение переизбрала родительский комитет. После всей проделанной работы, мы возмутились на собрании, почему нас не поставили хотя бы об этом в известность?. Ответ был не ясен мне…: «Вы слишком придирчиво относитесь к подобным мелочам» … Слов нет! Что хотят то и творят. И наши дети должны быть под руководством подобных неадекватных тёток. Классного изначально хотели другого, но директор мягко выражаясь «пихнул» нам вот Это. …. Что посоветуете ?

        • Не вижу связи сбора мам в кафе и общей успеваемостью класса, классный руководитель тут не причем. Родительский комитет — это неформальное объединение, его работа не регулируется нормативными актами (хотя в каких=то школах может существовать положение). Формируют его, как правило, сами родители, чтобы РК выступал перед школой от их имени, решал различные проблемы класса и помогал школе. И как другие родители относятся к такому «самовольному» переизбранию?

  • Сегодня узнала, что на петсовете учителя говорили о моей личной жизни и что я не занимаюсь детьми и они брошенные! Что я нахожусь не знаю где! Хотя дети проживают со мной !какое право они имеют обсуждать это на петсовете!

  • 5окт. буду замещать учителя по математике у 4ых классов, даже не знаю что говорить\делать(такая практика у меня 1 раз) может кинете пару-тройку советов?)

  • Добрый день. Подскажите пожалуйста, как поступить и к кому обратиться в сложившейся ситуации. Классный руководитель у сына ведет предмет математики, но может прийти и на урок истории, и на урок информатики, и проверить готовность к уроку ИЗО. В случае если ребенок ответил неверно либо не нарисовал либо забыл дома она выставляет два и в дневник и в журнал. Насколько это правомерно?

    • Обратитесь к директору, пусть разъяснит, на каком основании учитель-предметник выставляет оценки по всем предметам. Он, как классный руководитель, может контролировать выполнение домашних заданий учащимися своего класса, но только для контроля.

  • Скажите пожалуйста,у дочери пирсинг на носу,приходя в школу заклеивает пластырем и практически не заметно,но классный руководитель каждый раз требует снять и каждый день водит ее то к деректору то к зам.директора,как на это реагировать?


  • Notice: Undefined variable: userid in /home/a0019845/domains/shkola-i-my.ru/public_html/wp-content/plugins/user-photo/user-photo.php on line 114
    Аноним

    Хотелось бы не досужих доводов, основанных на Ваших личных умозаключениях, а ссылок на нормативно-правовые документы в обоснование тех или иных заявлений об «обязанностях» родителей и «правах» классного руководителя. Я в корне с Вами не согласна.

    • С чем конкретно вы не согласны, опишите. Эти, как вы говорите «личные умозаключения» основаны на моем на личном опыте как классного руководителя, но обязанности могут изменяться в разных школах. А всё потому, что нет такой профессии как классный руководитель, это просто дополнительная обязанность, которая оплачивается. Если бы эти нормативно-правовые документы были, я бы их здесь привела.


  • Notice: Undefined variable: userid in /home/a0019845/domains/shkola-i-my.ru/public_html/wp-content/plugins/user-photo/user-photo.php on line 114
    Аноним

    добрый день. У нас был очень хороший и дружный класс с 1 по 4. С переходом в 5 кл. нам назначили кл. руководителем вчерашнюю студентку. Класс стал разваливаться на глазах. Моя внучка добрая, безконфликтная девочка, хорошо училась, всегда были хорошие отзывы. В шестом классе старостой класса был брошен клич: кого назначим изгоем? Устроили голосование, из 30 учеников, меньше половины «за» и теперь моя девочка изгой. Самое ужасное, что классная при любой моей жалобе это голосование приводит как аргумент, сажает ее на заднюю «хулиганскую» парту, два раза у нее похищали ценные вещи — никто не разбирается в этом, поход к завучу — безрезультатно. Дозвониться до нее не могу неделями, носила ТФ в мастерскую, сказали, что все признаки того, что мой номер внесли в «черный список». Есть запись оскорблений и угроз ВКонтакте в адрес внучки и ее мамы. Намерена с этими доказательствами идти к директору и в полицию. Одного мальчика классная, при поддержке этой «компашки» из класса уже выжила. Видимо дефицит кадров вынуждает доверять классное руководство таким особам. Злобная стерва, ненавидящая детей, которая лицемерными слезами доказывает свою правоту. Девочка стала хуже учиться, появилась постоянная тревожность, просит перевести ее в другую школу, каждый день с обреченным видом рассказывает, какие гадости ей делали в очередной раз. Я вырастила 2 детей, но таких проблем не было. Может быть что=то посоветуете? Заранее спасибо. Татьяна.

    • Родители могут написать обращение директору в виде заявления,в котором нужно как можно подробнее описать сложившуюся ситуацию. Написать в двух экземплярах,на втором просить поставить входящий и забрать себе. Напишите,что если ситуация не изменится в лучшую сторону, будете вынуждены обратиться в управление образования и правоохранительные органы.школа обязана отреагировать.Дальше смотрите по ситуации.


  • Notice: Undefined variable: userid in /home/a0019845/domains/shkola-i-my.ru/public_html/wp-content/plugins/user-photo/user-photo.php on line 114
    Аноним

    Имеет ли право учитель написать в дневник замечание, если ученик не может неделю выучить стих:Мама, помогите ребёнку выучить стих?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Подробнее:
как написать докладную
Как написать докладную записку директору

Школа начала 21 века свела к минимуму возможные действия учителя по отношению к ученику с целю воспитания. Если раньше можно...

Закрыть