Загрузка...

Легко ли быть учителем: все подробности учительской жизни

Здравствуйте, уважаемые посетители сайта для родителей школьников и не только. На днях я пообщалась со своей бывшей коллегой по школе, и она мне рассказала, что сейчас там происходит.


В предыдущих статьях я говорила, что в скоро напишу статью об учителе, его рабочих буднях и выходных (учитель по сути работает без выходных). Сие творение я посвящаю людям, которые наверняка считают, что раз у учителя короткий день, то он везунчик. А также всем любознательным.

чем занимается учитель
Начну с моей любимой практики в статьях – упоминания статей закона, чтобы не быть голословной. Раз уж пошла речь насчет рабочего дня учителя, про него и скажем в первую очередь.

  1. Короткий рабочий день

Педагогические работники имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени (Ст. 47. п.5. закона «Об образовании в РФ»).

Это означает, что в рабочее время входит проведение уроков, дополнительных занятий, посещение обязательных мероприятий и т.д. И, кажется, что работать ему приходится недолго. Примерно 6 уроков в день и в 14:00 он уже свободен. Но смотрим далее по статье (ст. 47.п.6).

В этой статье я кратко описала учительский день. Но сейчас я расскажу всё более подробно, опираясь на законы, на опыт коллег и свой собственный. То, что я отметила в скобках синим цветом – мои пояснения.

2. Чем занимается учитель в рабочее время?

В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательскаяпроведение уроков), воспитательная работа (классные часы, внеклассные мероприятия и т.д.), индивидуальная работа с обучающимися (после уроков: исправление двоек, написание контрольных и самостоятельных работ пропустившими, «подтягивание по предмету» для отстающих, индивидуальное обучение ребёнка по медицинским или другим показаниям), научная (выступления и подготовка к разным научным конференциям), творческая и исследовательская работа (учитель должен раз в три года исследовать какую-то тему по самообразованию (например, «Работа с трудными детьми во внеурочное время») и затем её защищать + проведение олимпиад по своим предметам), а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная (подготовка уроков и работ по контролю знаний), организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

По сути, ко всему, что проводится в школе, могут привлечь учителя. А такие мероприятия проводятся чуть ли не каждый день. Плюс ко всему – еженедельная планёрка (педсовет), родительские собрания (минимум раз в четверть + дополнительные встречи с родительским комитетом). ГОРОНО любит часто присылать контрольные работы для школьников, чтобы выяснить текущую успеваемость и учителя должны в тот же день проверить и ещё оформить результаты в таблицу по каждому заданию (кто справился, кто не справился, какой процент справился и т.д.). Представляете объём работы?

3. Условия работы: про оптимальное количество детей в классе

Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек (СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 3 марта 2011 года).

В деревнях и сёлах выполнение данного правила возможно. Но в городах, когда постоянно увеличивается рождаемость, а новые школы при этом не строятся, редко встретишь классы хотя бы с 25 учащимися. Как минимум 29, а иногда и доходит до 35. Поэтому многие школы вынуждены работать в 2 смены, ведь ни кабинетов, ни учителей не хватает.

Следующие пункты я беру из собственного учительского опыта, потому что эти функции наши министры (которые наверняка не видели школы со времен своего выпускного вечера) вписали в громоздкие словесные формулы «учебная работа», «воспитательная работа» и «другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом». Что-то я уже попыталась раскрыть, расписав выписку из закона «Об образовании в РФ», но продолжим.

4) Окружение учителя

Если обычного офисного труженика в течение дня окружают коллеги и начальство (2 категории), менеджера – те же плюс клиенты (3 категории), у учителя очень разнообразный контингент в окружении: ученики, коллеги, администрация школы, вышестоящие органы образования и родители. А раз так много людей, то это значит нужно постоянно общаться и при этом быть вежливым и тактичным.
У меня было 150 учащихся, родители, администрация школы и ГОРОНО с министерством со своими диагностическими работами. Всё такое окружение постоянно что-то от меня требовало, слава богу повезло, что не в грубой форме. Но постоянное состояние в стрессе из-за такого огромного количества ежедневно проходящих через меня людей привело к решению покинуть работу. Не каждому дано такое выдержать.

5) Заполнение школьной документации

Раньше учителя заполняли один всем знакомый классный журнал. Причём вести его надо очень аккуратно, ошибки и исправления недопустимы. Недавно появился электронный, который очень удобен для родителей, потому что можно ежедневно смотреть в интернете, какие оценки получил ребёнок, какие уроки пропустил и т.д. Но не во всех школах с появлением электронного журнала пропал бумажный (я попала на такое время) и учитель вынужден вести оба! Представляете как это муторно, тем более, если у тебя классов тринадцать (например, у учителя ОБЖ).

6) Дежурство по школе

Не люблю эту обязанность, потому что она не особенно эффективна. Нужно все перемены в течение дня ходить по коридорам. Делается это, чтобы избежать несчастных случаев во время перемены, но сводилось к тому, чтобы просто никто не бегал. Я миниатюрная учительница, и когда по коридору бегут два старшеклассника (могут быть и особо крупные 6 или 7-классники) в 2 раза больше меня по весу и росту, что я могу сделать? Как мне их остановить? Такая обязанность для меня была пустой тратой времени, потому что вечно кому-то что-то надо сдать, пересдать, сходить накормить класс, встретить родителя и просто перекусить.

7) Каникулы? Какие каникулы? У учителя такого понятия нет

Если вы думаете, что в каникулы учителя отдыхают, то это совсем не так. Кому-то везёт больше, кто может проверять тетради, готовить уроки на следующую четверть и т.д., а кому-то меньше – кто вынужден работать на площадке. Вашему ребёнку наверняка предлагали летом посещать площадку при школе. Его в это время развлекают, кормят, водят в музеи, кино и т.д. В осенние и весенние каникулы тоже организуются такие «лагеря дневного пребывания», но работать там должны обычные учителя. Дополнительно это не оплачивается, в итоге «лагерная» работа просто убивает такое драгоценное для педагога время.

8) Проверка тетрадей, проверочных, контрольных и других работ

Вспомним уроки математики.
Задача. У меня 5 классов по 29 человек. Я вела уроки русского языка у двух классов (58 тетрадей в день — в 5 классе тетради проверяются каждый день) + уроки литературы у одного класса (29) + уроки коми языка (145 тетрадей) умножаем на 5 уроков русского языка, 10 уроков коми языка, 3 урока литературы. Сколько примерно тетрадей я должна проверить в неделю?
Ответ: примерно 500 (если учесть, что тетради по коми языку я проверяю раз в неделю, а по литературе 2 раза). А проверочные, контрольные работы, словарные диктанты, министерские срезы? А если учесть, что для тщательной проверки тетради требуется как минимум 10 минут? Вы понимаете объём работы?

Всё перечисленное выше характерно для работы любого учителя, а далее я вам расскажу дополнение ко всему этому – работа классного руководителя (далее – КР). Редкий учитель освобождается от этой тяжкой участи, а платят за этот труд всего 20 % от оклада (мой оклад был 6800). Если вы не знаете, чем занимается классный руководитель, то прочитайте эту статью.

9) Учёт питания школьников

Многие родители жаловались, что детям не предлагается выбор питания в школе. Что дают, то и ешь. С точки зрения родителей, это недопущение школы. Но с точки зрения учителя – классного руководителя полная катастрофа.
Хорошо, если в классе питаются несколько человек. И то, спрашивать: «Что будешь есть: суп или пюре с котлетой?» у ученика приходится на уроке и тратить на это время. А если ест весь класс?
А потом ещё надо посчитать, кто ел, кто нет. У кого ещё остались деньги, а кому придется поесть в долг. Если разное питание – работы прибавляется.
Каждую четверть классный руководитель должен отчитываться за питание заведующему столовой. А им всё равно, что кто-то из детей не сдал деньги; порция была заказана, но ребёнок не поел, и не заплатил. Были случаи, когда при отчёте не хватало более 1000 рублей, в итоге платил за такую недостачу классный руководитель из своего кармана.

10) Заполнение классной документации

Учителя без классного руководства выставляют только оценки в журнале, пишут названия тем и домашнее задание. Остальное должен заполнять классный руководитель, а это: списки класса, пропущенные уроки в конце журнала, личные данные, в какие кружки ходит и т.д.
Ещё КР обязан каждую четверть сдавать отчёт по воспитательной работе (темы классных часов, протоколы родительских собраний, какие мероприятия проводил, куда сходил с классом и т.д.).

11) Уборки в классе

В предыдущей статье про права и обязанности школьников я привела статью из закона, которая говорит, что детей привлекать к труду в школе запрещается (без согласия родителей). Да и дети особо не хотят помогать, хотя бывают исключения. Раз в четверть попросить помыть парты ещё возможно, а вытереть пыль, помыть окна? Приходится классному руководителю.

12) Разборы полётов

Дети это дети, и конфликтов в этой среде не избежать. Чуть ли не каждый день классный руководитель вынужден примирять поссорившихся, разговаривать с обидчиками, решать насущные проблемы, просьбы (пересадить, например), оказывать психологическую помощь (поддержать, утешить) и т.д.

13) Встречи с родителями и родительским комитетом

Если родители понимающие, поддерживающие учителя, то наверняка они будут во всём помогать классному руководителю. Но бывают и родители противоположного типа. Им всегда что-то не нравится: учитель, кабинет, много предметов, методы преподавания и т.д. Особенно достаётся молодым педагогам. Они ещё только настраиваются на тяжёлую жизнь в школе, на эту огромную нагрузку, а их ещё и пилят. Более опытные или сильные духом учителя могут что-то сказать в ответ, но только что вышедшие в плавание? «Не справляешься – уходи!» — говорят им вслед.
Но сколько таких молодых и талантливых педагогов вынуждены покинуть школу при всей их любви к детям, к своему предмету из-за «распрей» с родителями или администрацией?

Напоследок…

В последнее время такие истории получили большое распространение. Все вдруг стали знать, как надо учить их детей, что школа не имеет никаких прав, чтобы давить на ребёнка своими многочисленными предметами, методами дисциплины, но продолжают твердить: «Я для чего в школу отдал ребёнка? Она обязана воспитывать!».
Если уж школа должна воспитывать ребёнка, то родители ему для чего? Вопрос для размышлений. Вы теперь знаете, какова нагрузка рядового учителя. Помогите ему, тогда ребёнку будет гораздо легче учиться в школе.

Узнали что-то новое из статьи или хотите что-нибудь добавить? Отпишитесь в комментариях и расскажите друзьям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Подробнее:
как написать докладную
Как написать докладную записку директору

Школа начала 21 века свела к минимуму возможные действия учителя по отношению к ученику с целю воспитания. Если раньше можно...

Закрыть