Загрузка...

ТОП-5 спорных ситуаций в школе: кто прав и как их разрешить

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта решений школьных проблем «Школа и Мы»! Вспомните свои школьные времена, ведь наверняка были случаи, когда вас или вашего одноклассника выпроваживали из класса, отбирали записки и наказывали за списывание. В наше время стали частыми случаи, когда у ученика забирают во время урока гаджеты (телефоны, планшеты) и пр. Кто прав в данных ситуациях и можно ли решить их мирным путем? Будем разбираться сегодня.

ТОП5 спорных ситуаций в школе

Ситуация 1. Выгнали из класса

Ученик плохо себя вёл на уроке и мешал учителю. В итоге ребенка выгнали из класса и ему пришлось всё оставшееся время гулять по школьным коридорам. Прав ли учитель?

В советское время за это не ругали, а сейчас учителя по голове не погладят. С институтской скамьи будущих педагогов учат : «Ребёнка из класса выгонять нельзя». И вот почему.

Во время урока за жизнь и здоровье ученика отвечает учитель. Хорошо, если ребёнок останется в пределах школы (будет находиться в коридоре, в столовой, библиотеке, в кабинете завуча или директора), а может ведь пойти в магазин или вообще уйти из школы и не вернуться.

Совет учителям: если вам насаждает ученик, то пригласите на урок завуча или директора. В крайнем случае, сообщите им, что вы хотите отстранить ученика от урока.

Совет родителям: вы вправе сказать, что выгоняя ученика из класса, учитель нарушает право каждого гражданина на образование, но вряд ли учитель выпроваживает ученика просто так. С помощью классного руководителя вы можете обсудить и решить создавшуюся проблему. Ну и не забывайте спросить самого ребенка, почему он плохо ведет себя на уроке.

Ситуация 2. Учитель забрал телефон на уроке

Во время проверочной работы мой ребенок играл на телефоне. Учитель отобрала гаджет и положила в ящик стола. После урока ребенок забыл попросить телефон назад , а я не могу до него дозвониться. Имеет ли право учитель забирать телефон у ребенка?

Одно дело, если учитель забирает телефон себе в пользование и не хочет возвращать, это уже присвоение чужого имущества.

Если же телефон просто убирается в ящик, потому что мешает осваивать программу по предмету и затем возвращается ребёнку, то разве это плохо?

Но учительница сказала, что вернет телефон только в руки родителя!

И правильно сделает. Поговорите с ребенком, чтобы он не пользовался гаджетом на уроках, а только на переменах. Если ребенок маленький, то  купите самый простой телефон без игр и интернета, чисто для звонков.

С повзрослевшими ребятами будьте мудрее. Скажите, что если ещё раз телефон окажется в ящике учителя, то нового он не получит. На уроках нужно учиться, а для остального есть другое время.

В крайнем случае пусть телефон заберет классный руководитель и отдаст вашему чаду. Но без вашей родительской инициативы  эта проблема так и останется проблемой.

Ситуация 3. Учитель прочитал записку ребенка при всём классе!

Дети обменивались на уроке записками. Учитель отобрал и прочитал их при всём классе. Имел ли он на это право?

Согласно Конвеции о правах ребёнка  (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года) Ст. 13:

  1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

  2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы:

       a) для уважения прав и репутации других лиц;

Обмен записками дезорганизует урок. Нарушаются права других детей на получение качественного образования, так как учитель тратит время урока на отбирание этих записок.

Читая вслух записки, учитель поступает не этично. Правильное действие с его стороны — забрать записку, но после урока вернуть ребенку. Хотя обычно учителя выбрасывают сразу после того, как забрали.

Ситуация 4. Списывать надо уметь.

Данная ситуация даже не требует разбора, потому что ученик здесь в любом случае не прав. Эта ситуация — списывание.

Вы, уважаемые родители, не раз слышали с экранов телевизоров о том, какие строгие меры каждый год принимаются во время проведения ЕГЭ, чтобы не списывали: и устанавливают телекамеры, блокируют сигнал телефонов, водят в туалет с сопровождающими.

Я сама принимала участие в организации ЕГЭ: сидела в классе и следила за учениками, а также была в качестве сопровождающего. Мало того, что учителя предмета, по которому проходит экзамен, не имеют права в этот день находиться  в школе. Другие организаторы, как и дети, обязаны оставлять свои личные вещи в специальном кабинете и не могут использовать телефоны. Не разрешают взять даже книжку почитать.

Если ребенок не умеет списывать (а это поистине искусство), то не стоит даже пытаться пробовать.

На уроках же такого контроля нет и возникает вопрос: имеет ли право учитель поставить ребенку «два», поймав его на списывании?

В законах данный вопрос вряд ли освещается, я даже искать не буду. Имеет право. Потому что ребёнок, списывая, сразу показывает, что он ничего не знает.

Другое дело ставить «два» тому, кто дает списывать. Всё-таки, это очень обидно. А зная психологию детей : «не дал списать — предатель», учитель подвергает ребенка гноблению (о том,что можно сделать в таких случаях, читайте здесь).

В руках учителя остается решать, наказывать ли ученика за списывание или нет. Но поможет ли это сдать экзамен, проведение которого с каждым годом становится всё жёстче?

Ситуация 5. Учитель поднял руку на ребенка

Данная ситуация, наоборот, в ряды виновных записывает учителя. Речь о рукоприкладстве.

Я была учителем и знаю, что это такое. Ребёнок настолько выводит тебя из себя, что очень хочется применить силу. Но потом ты вспоминаешь, чем это может обернуться, да и лицо не хочется терять. Собираешься с силами и отходишь от этого ученика.

Известный советский педагог  А.С. Макаренко описывал сцену в своей «Педагогической поэме», когда ему пришлось поднимать руку на ребенка-подростка. Но это 1930-е гг., беспризорные дети и только такое воздействие (причем единичное) смогло подействовать на ребенка. Сейчас родители стали юридически подкованы, а учителю остается решать все конфликты словами.

Учитель не прав, никто не имеет права поднимать руку на другого. Всё можно решить словесно. Даже если кажется, что ребенок ничего не понимает. Значит здесь серьёзные психологические проблемы и их надо решать, но только не битьём.

Если бы в школах проводились психологические исследования детей (об этом почитайте в моей статье про индивидуальный подход в школе), когда учителя хоть что-то бы знали о детях, кроме их оценок в журнале, может и конфликтов было бы меньше. Но у нас учителя обязаны быть психологами и разгадывать людей на ходу. Но разве такое бывает?

Уважаемые родители! Уже не в первый раз я говорю, что воспитание детей в огромной степени зависит от вас, от вашего поведения, от вашей мудрости. Советуйтесь со школой и будьте мудрыми. Тогда и любая проблема станет несущественной на фоне здоровья и благополучия ваших детей.

Буду очень благодарна вам, если вы оцените данную статью, поставив лайки в соцсетях и написав свой комментарий. До новых встреч!

Комментарии 1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Подробнее:
индивидуальный подход
В помощь учителю: с чего начать индивидуальный подход в школе

Если в школе используют индивидуальный подход – значит, при обучении учитываются индивидуальные особенности ребёнка – характер, темперамент, склонности к определённым...

Закрыть