В помощь учителю: с чего начать индивидуальный подход в школе

Загрузка...

Если в школе используют индивидуальный подход – значит, при обучении учитываются индивидуальные особенности ребёнка – характер, темперамент, склонности к определённым предметам и т.д. Правда, в каких школах он используется в таком объёме, чтобы всё это действительно учитывалось? Действительно, вопрос.


Современные федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы) дают школе указание – использовать при обучении индивидуальный подход.

индивидуальный подходЗная загруженность наших учителей (их обязанности и практически отсутствие прав, дополнительные обязанности классного руководителя, постоянно нужно общаться с родителями, большое количество учеников в классе и т.д.), учитывать характер, склонности и другие особенности каждого ребёнка практически невозможно. И дело даже не в занятости педагога. Все считают, что учителя – психологи. Да, в пединститутах есть такая дисциплина, но она не главная. Иногда с преподавателями не везет, да и практики не хватает. Молодой педагог приходит в школу и начинает работать «на ощупь», больше обращая внимания на сложных детей и почти не обращая внимания на тех, кто спокойный и хорошо учится. Но разве таким детям не нужен индивидуальный подход?
Эту статью я определяю в рубрику «Учителю», потому что хочу помочь учителям упростить себе работу, а детям – учиться в комфортной для себя обстановке. Но в то же время, тесты, которые я приведу ниже, будут интересны и родителям, чтобы они лучше познали себя и своих детей.

Зачем нужен индивидуальный подход в школе?

Вернусь снова к спокойным детям. Многих из них мы называем застенчивыми, скромными. Сейчас учителей заставляют вводить групповую работу на уроке. Но такие дети в силу своих особенностей любят работать в одиночку, им будет комфортно, если их не будут спрашивать на уроке устно, зато они справятся письменно на «отлично». Было бы правильным, несколько таких детей объединить в одну группу, по близости темперамента. Но учителям, не знающим индивидуальных особенностей детей, будет не просто это сделать, да и проще разделить по критерию «сильный + слабый», чтобы тянули последнего. При этом забывают, что сильный ребёнок застенчив и не захочет высказывать свое мнение, в то время как слабый «балагур» выскажет всё.
В итоге такая совместная работа сильных и слабых учеников приведет максимум к тому, что сильный выполнит задание, а слабый его озвучит, не понимая сути.
Или ситуация наоборот. Сильный ученик всё выполнит, он общительный и захочет сам защитить свой ответ. Тихий слабый ученик в данном случае может вообще не принимать никакого участия в решении задания.
Есть ли тогда смысл групповой работы без учёта индивидуальных особенностей ребёнка?

Как сейчас реализуется индивидуальный подход в школе?

Есть учителя, которые в то же время являются прекрасными психологами и сразу видят особенности ребёнка. Конечно, им гораздо проще определить, как работать с тем или иным учеником.
Остальные могут делать следующие действия:
дифференциация заданий: даются три задания на оценку «5», на «4», на «3». То есть ребёнок может выполнить все три и получить «5», или только два из них на «4», слабый наверняка ограничится только заданием на оценку «3». Таким образом, ребёнку дается выбор, он сам решает, на какую оценку он тянет.
отдельным ученикам даются дополнительные задания на оценку (многие дети любят отдельные задания, чтобы была возможность выступить перед классом), но не всем их нужно давать (тем, кто стесняется выступать перед классом);
— если нужно выполнить какой-нибудь групповой проект, тихим ученикам разрешается делать его в одиночку и т.д.
Это очень хорошие приёмы учителей. Сама их применяла в своей практике, и они тем или иным образом всё же учитывают особенности детей и их характера.

С чего начать индивидуальный подход в школе?

Многие родители в начале учебного года заполняют анкеты с вопросами, типа: «Как часто вы общаетесь со своим ребёнком», «Сколько у него братьев и сестёр?» и т.д. Эта информация важна для понимания обстановки в семье, но было бы прекрасно, если бы каждый родитель сам попробовал описать характер, любимые занятия, склонности и т.д. и дать эту характеристику классному руководителю.
В идеале было бы хорошо, если с каждым ребёнком пообщался и психолог. В крайнем случае, чтобы дал тесты для выявления ведущего темперамента и способа восприятия информации, интроверсии или экстраверсии. Здесь нужна небольшая обработка результатов, а в итоге классный руководитель получит большие возможности, чтобы реализовать индивидуальный подход в обучении.

В помощь классному руководителю

Так как психологические тесты – это всё-таки личная информация, то перед их проведением требуется взять согласие родителей для их проведения и обработки. В бланке нужно также сказать, что этой информацией будут пользоваться и другие учителя, чтобы более полно реализовать индивидуальный подход в школе.
Результаты исследования будут интересны и ребёнку, который делает тест, и его родителям. Ведь многие родители совершенно не знают своих детей, считая, например, их застенчивость отклонением (то, что это далеко не так, вы можете прочитать в этой статье).
Данные тесты я взяла с других ресурсов. По возможности их нужно упростить для детей младшего возраста, так как они в основном ориентированы на взрослую аудиторию и старший возраст детей.

Тест на темперамент А. Белова. Формула темперамента

Инструкция. Внимательно прочитайте список свойств, присущий тому или иному темпераменту, и ставить «+», если свойство вам присуще, и знак «-«, если это свойство у вас не выражено.

Тестовый материал (вопросы).

1) Если вы:

1. Спокойны и хладнокровны.

2. Последовательны и обстоятельны в делах.

3. Осторожны и рассудительны.

4. Умеете ждать.

5. Молчаливы и не любите зря болтать.

6. Обладаете спокойной, равномерной речью, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики.

7. Сдержанны и терпеливы.

8. Доводите начатое дело до конца.

9. Не растрачиваете попусту сил.

10. Строго придерживаетесь выработанного распорядка в жизни, системы в работе.

11. Легко сдерживаете порывы.

12. Мало восприимчивы к одобрению и порицанию.

13. Незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес.

14. Постоянны в своих интересах и отношениях.

15. Медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое.

16. Ровны в отношениях со всеми.

17. Любите аккуратность и порядок во всем.

18. С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке.

19. Обладаете выдержкой.

20. Постепенно сходитесь с новыми людьми.

2) Если вы:

1. Стеснительны и застенчивы.

2. Теряетесь в новой обстановке.

3. Затрудняетесь установить контакт с новыми людьми.

4. Не верите в свои силы.

5. Легко переносите одиночество.

6. Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах.

7. Склонны уходить в себя.

8. Быстро утомляетесь.

9. Обладаете тихой речью, иногда снижающейся до шепота.

10. Невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника.

11. Впечатлительны до слезливости.

12. Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию.

13. Предъявляете высокие требования к себе и окружающим.

14. Склонны к подозрительности, мнительности.

15. Болезненно чувствительны и легкоранимы.

16. Чрезвычайно обидчивы.

17. Скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями.

18. Малоактивны и робки.

19. Безропотно покорны.

20. Стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих.

3) Если Вы:

1. Неусидчивы, суетливы.

2. Невыдержанны, вспыльчивы.

3. Нетерпеливы.

4. Резки и прямолинейны в отношениях с людьми.

5. Решительны и инициативны.

6. Упрямы.

7. Находчивы в споре.

8. Работаете рывками.

9. Склонны к риску.

10. Незлопамятны и необидчивы.

11. Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью.

12. Неуравновешенны и склонны к горячности.

13. Нетерпимы к недостаткам.

14. Агрессивный забияка.

15. Обладаете выразительной мимикой.

16. Способны быстро действовать и решать.

17. Неустанно стремитесь к новому.

18. Обладаете резкими, порывистыми движениями.

19. Настойчивы в достижении поставленной цели.

20. Склонны к резким сменам настроения.

4) Если вы:

1. Веселы и жизнерадостны.

2. Энергичны и деловиты.

3. Часто не доводите начатое дело до конца.

4. Склонны переоценивать себя.

5. Способны быстро схватывать новое.

6. Неустойчивы в интересах и склонностях.

7. Легко переживаете неудачи и неприятности.

8. Легко приспосабливаетесь к различным обстоятельствам.

9. С увлечением беретесь за любое новое дело.

10. Быстро остываете, если дело перестает вас интересовать.

11. Быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую.

12. Тяготитесь однообразием, будничной, кропотливой работой.

13. Общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми людьми.

14. Выносливы и работоспособны.

15. Обладаете быстрой, громкой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой.

16. Сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке.

17. Обладаете всегда бодрым настроением.

18. Быстро засыпаете и пробуждаетесь.

19. Часто не собраны, проявляете поспешность в решениях.

20. Склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться.

Ключ к тесту на темперамент.

Подсчитайте количество «+» по каждому темпераменту отдельно.

1 блок — флегматик

2 блок – меланхолик

3 блок — холерик

4 блок — сангвиник

Затем подсчитайте процент положительных ответов по каждому типу темперамента (количество «+» по одному типу темперамента разделить на количество «+» по всем четырем типам темперамента и умножить на 100%).

В окончательном виде ваша формула темперамента примет примерно такой вид:

Т = 36%Х + 35% С + 15% Ф + 14%М,

что означает, что ваш темперамент на 36% холерический, на 35% сангвинический, на 15% флегматический и на 14% меланхолический.

Интерпретация к полученным значениям.

Флегматик

Новые формы поведения вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами — выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью, в других — ленью и склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.

Меланхолик

Обладает высокой чувствительностью: присутствует глубина чувств при слабом их выражении. Ему свойственна сдержанность и приглушенность речи и движений, скромность, осторожность. В нормальных условиях меланхолик — человек глубокий, содержательный, ответственный, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые этого не заслуживают.

Холерик

Отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, вспыльчивости при эмоциональных обстоятельствах.

Сангвиник

Быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатывается поверхностность и непостоянство.

Тест взят с этого сайта.

Определяем способ восприятия информации (аудиал, визуал, кинестетик, дигитал).

Выпишите цифры тех характеристик, которые вам подходят.

1 – люблю наблюдать за облаками и звёздами

2 – часто напеваю себе под нос

3 – не признаю неудобную моду

4 – обожаю ходить в сауну

5 – в автомобиле для меня важен его цвет

6 – узнаю по шагам, кто вошёл в комнату

7 – меня развлекает копировать чей-то диалект

8 – много времени уделяю своей внешности

9 – очень люблю массаж

10 – когда есть время, люблю рассматривать людей

11 – плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь ходьбой

12 – рассматривая какую-то одежду в магазине, я убеждён, что мне в ней будет хорошо

13 – когда слушаю старую мелодию, вспоминаю прошлое

14 – часто читаю во время еды

15 – очень часто говорю по телефону

16 – я считаю, что у меня есть склонность к полноте

17 – отдаю предпочтение прослушиванию книги, чем самостоятельному прочтению

18 – после сложного дня моё тело находится в напряжении

19 – с удовольствием и очень много фотографирую

20 – долго помню, что мне сказали друзья и знакомые

21 – с лёгкостью отдаю деньги за цветы, потому что они украшают жизнь

22 – вечером люблю принимать горячую ванну

23 – стараюсь записывать свои дела

24 – часто разговариваю сам с собой

25 – после длительной поездки в машине долго прихожу в себя

26 – по тембру голоса я могу многое узнать о человеке

27 – очень часто оцениваю людей по манере одеваться

28 – люблю потянуться, расправить плечи, размяться во время работы

29 – слишком жёсткая или мягкая кровать – мучение для меня

30 – мне нелегко найти удобную обувь

31 – очень люблю ходить в кино

32 – могу узнать человека в лицо даже через много лет

33 – люблю ходить под дождём, когда капли постукивают по зонтику

34 – умею слушать то, что мне говорят

35 – люблю танцевать, а в свободное время ещё и занимаюсь спортом

36 – когда слышу стук часов, не могу заснуть

37 – у меня качественная стерео система

38 – когда слышу музыку, начинаю отбивать такт ногой или пальцами

39 – на отдыхе не люблю осматривать памятки архитектуры

40 – не выношу беспорядка

41 – не люблю искусственных тканей

42 – считаю, что атмосфера дома зависит от освещения

43 – люблю ходить на концерты

44 – рукопожатие многое может рассказать о человеке

45 – с удовольствием посещаю музеи и выставки

46 – серьёзная дискуссия – это увлекательное занятие

47 – прикосновение может рассказать гораздо больше слов

48 – в шуме не могу сосредоточиться

Обработка результатов теста:

Аудиал 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48

Визуал 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45

Кинестетик 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47

Расставьте выписанные Вами цифры в те разделы, где они присутствуют в приведённой выше таблице ответов. Подсчитайте, в каком разделе у Вас получилось больше всего цифр (утверждений, с которыми Вы согласны) и увидите свой доминирующий тип восприятия. Если количество цифр примерно равно в каждом из разделов, то у Вас нет какой-то одной доминирующей сенсорной системы и Ваш тип – дигитал (или дискретный).

Более подробно о каждом типе восприятия вы можете прочитать на сайте-источнике

 

Тест:  Интроверт? Экстраверт?

Этот тест больше подходит для родителей, чтобы охарактеризовать маленького ребёнка. Но его можно приспособить и для детей более старшего возраста.

Выберите один из трех вариантов ответа, который наиболее соответствует поведению вашего ребенка.

1. Ваш ребенок строит куличики в песочнице, когда в нее приходит мальчик примерно того же возраста. Вы предлагаете малышу познакомиться с мальчиком.

Ваш ребенок:

А) Радостно машет мальчику рукой: «Привет! А как тебя зовут?»

Б) Отрицательно мотает головой и поскорее прячется за вашу спину.

В) Не понимает, зачем ему нужно знакомиться.

2. Кроха недавно начал кататься на коньках, на льду пока держится плохо. На катке к нему подъезжает незнакомая девочка на пару лет старше и предлагает помочь, проехать пару кругов с ним за руку.

Ваш малыш:

А) Охотно берет девочку за руку, спрашивает, как ее зовут, в концу катания они уже лучшие друзья.

Б) Едет с ней за руку, краснея. Вы видите, что у него получается еще хуже, чем раньше.

В) Удивленно пожимает плечами и отказывается от помощи.

3. Как правило, в играх во дворе ваш кроха…

А) Заводила — больше половины идей исходят именно от него.

Б) Оказывается на второстепенных ролях.

В) Предпочитает гулять один — у него свои собственные игры.

4. Вы всей семьей собираетесь на пикник и предлагаете ребенку пригласить с собой его друзей.

Малыш:

А) Закричит «Ура!», и через пару минут половина двора уже будет ходить в официально приглашенных.

Б) Обрадуется, но попросит взять только двоюродного брата или сестру.

В) Наморщится — он бы предпочел поехать без друзей.

5. Летом вы приехали в деревню. Через неделю ваш ребенок…

А) Знаком со всеми детьми из соседних домов.

Б) Ходит за вами хвостом, на улицу без взрослых не показывается, хотя очень внимательно следит за девочкой в соседнем огороде.

В) Катается на качелях, велосипеде, гуляет возле дома, помогает вам рыхлить грядки, но не делает попыток с кем-то познакомиться.

6. Вы вызвали домой мастера по ремонту компьютера. Он разобрал половину системного блока и просит ребенка: «Мальчик, подай мне, пожалуйста, вон ту отвертку». Ваш малыш…

А) Подаст отвертку, засыплет мастера вопросами о ремонте компьютера и поделится своим опытом.

Б) Покраснеет, смущаясь, протянет отвертку и тут же убежит к маме.

В) Молча подаст отвертку и продолжит с интересом наблюдать за действиями мастера.

7. Вы с малышом пришли в гости к незнакомым для него людям.

Малыш:

А) Быстро освоится и сообщит всем, что его зовут Вася, ему 5 лет и он любит мороженое с шоколадом.

Б) Испугается новых людей и ни на секунду не отпустит вашу руку.

В) Спокойно сядет на диван и займется взятой из дома игрушкой.

А теперь подсчитайте, каких букв у вас получилось больше

Больше А: У вас растет настоящий экстраверт. Для вашего ребенка общение — это почти синоним дыхания. Ему необходимо присутствие других людей. В компании он чувствует себя как рыба в воде и никогда не прочь завести новых друзей. Правда, в жизни порой приходится проводить время в одиночестве — научите малыша развлекать себя самостоятельно. Почаще обращайте его внимание на игры, в которые можно играть одному — так он избежит проблем со скукой.

Больше Б: Ваш кроха знает, что такое стесняться. Ему очень хочется дружить с ребятами, но он боится быть осмеянным. Поддержите его, подойдите к компании сверстников вместе с малышом, спросите: «Можно мы с вами поиграем?» На первых порах будьте рядом с ребенком, чтобы он чувствовал вашу поддержку. В гостях не ругайте малыша прилюдно за стеснительность. Просто скажите громко: «Вася пока стесняется. Он немного освоится — и тогда расскажет вам о себе».

Больше В: Ваш ребенок, скорее всего, относиться к категории интровертов, то есть деток, которые просто напросто не имеют потребности в общении. Заставлять кроху подружиться с другими детьми не нужно, поскольку директивные методы в этом деле абсолютно не действенны. Однако, каждый раз, когда ребенок захочет хоть чуть-чуть поиграть с детками – хвалите его за проявление инициативы. Также, почаще рассказывайте малышу сказочные истории о том, что верные друзья всегда придут на помощь в любой трудной жизненной ситуации.

Тест взят из этого источника

Жду вас на просторах сайта и в дальнейшем.

До новых встреч!

Комментарии 2

  • > но не всем их (дополнительные задания) нужно давать (тем, кто стесняется выступать перед классом)
    Не самый лучший ваш совет. Если руководствоваться этим советом всегда, то можно упустить для ребенка ситуацию успеха.
    К тому же, не обязательно с этими заданиями выступать перед классом.

    В целом, очень хорошая статья. Спасибо!

    • Разумеется, вы правы) Поэтому и нужно знать индивидуальные особенности, чтобы не травмировать тех, для кого публичные выступления вызывают только страх и стресс, и дать шанс показать себя тихим, но талантливым детям) Везде есть исключения, это ведь люди, а не роботы)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Подробнее:
Как перевести ребёнка в другой класс/группу иностранного языка: комментарий к ситуации и образцы заявлений

Пишу статью по свежим впечатлениям, потому что в течение двух дней искала законные основания для перехода ребенка из одной группы...

Закрыть