Зачем и как пишут итоговое сочинение по русскому языку

 

Неделю назад одиннадцатиклассники написали итоговое сочинение, на котором я снова была в качестве общественного наблюдателя (в последний раз я присутствовала на ОГЭ по математике в июне этого года и по свежим впечатлениям написала статью про общественных наблюдателей и как ими можно стать). Возможность присутствия в качестве общественного наблюдателя на итоговом сочинении появилась в этом году.
Статья рассказывает о сути данного мероприятия, его особенностях родителям и учащимся, выпускникам прошлых лет.зачем пишут итоговое сочинение по русскому языку

При подготовке материала использовалось Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 27 ноября 2014 г. № 02-747 «О направлении методических рекомендаций по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования».

Подача заявки на написание итогового сочинения

Заявка подается в виде заявления не позже, чем за 2 недели до начала. За учащихся это делает сама школа, а выпускники прошлых лет подают сами в органы управления образования (управление образования города/района).

Кто разрабатывает задания?

Задания и критерии оценивания разрабатывает Рособрнадзор.

О дате написания

Проводится в первую рабочую среду декабря, февраля, мая (после праздников). Учащиеся школ пишут, как правило, в декабре. Если же по каким-либо (уважительным) причинам они не смогли написать со всеми, то будут писать в два оставшихся установленных законом дня.

О времени написания

Здесь как на ЕГЭ по русскому языку. Начало в 10:00, продолжительность – 3 часа 55 минут.

Требования к участнику итогового сочинения

Те же самые требования (как на ЕГЭ) к личным вещам участников итогового сочинения – с собой только паспорт, ручка гелевая или капиллярная с черными чернилами. Еда, питье, лекарства – по надобности. Сама школа обеспечивает, чтобы на столах были орфографические словари.

Как и кем проверяются сочинения

Для проверки в школе организуется комиссия по проверке и оцениванию. Как правило, это школьные учителя русского языка и литературы, как минимум, работавшие в выпускных классах и проверявших в данных классах изложения и сочинения. А требований у них достаточно много, подробно о них вы можете прочитать в самом нормативном акте, пункт 3.8.

Могут также привлекаться независимые эксперты из других школ. Стоит отметить, что пока власти в области образования полностью не обработают результаты сочинения, то эксперты не имеют права разглашать результаты испытания.

Проверяются работы экспертом один раз. Завершается проверка не позднее 7 дней со дня написания работы.

Оценки

Ставится «зачет» или «незачет». Проверяются в соответствии с пятью критериями (приложение № 5 вышеназванного нормативного акта), критерии № 1 и №2 являются основными. По ним нужно обязательно получить «зачет» и дополнительно «зачет» по одному из трёх оставшихся, тогда сочинение будет зачтено.

Теперь сами критерии:
1) Соответствие теме (участник выбирает одну из предложенных тем и раскрывает ее);
2) Аргументация. Нужно использовать примеры из литературы, хотя бы один. Если его нет или только упоминается, но никак не раскрывается, то ставят «незачет».
3) Композиция и логика рассуждения (как построено сочинение).
4) Качество письменной речи (правильная ли речь, обороты).
5) Грамотность (незачет, если на 100 слов более 5 ошибок).

Также нельзя забывать об объеме. Незачет ставится, если в сочинении менее 250 слов. Хотя детям об этом говорят во время инструктажа и такой ошибки наверняка ни у кого не бывает.

Проверенные работы должны храниться в образовательной организации до окончания ЕГЭ.

Для чего пишут итоговое сочинение и что это дает?

Сочинение является допуском к сдаче ЕГЭ. Так же оно может помочь при поступлении в вуз (вуз запрашивает текст, сам его оценивает и может добавить к результату ЕГЭ по русскому языку до 10 дополнительных баллов).

Про итоговое изложение

В письме и рекомендациях к нему наряду с итоговым сочинением присутствует понятие итогового изложения. Но его могут выбрать вместо сочинения не все.

Изложение вправе писать:
— обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
— обучающиеся, получающие среднее общее образование по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
— лица, обучающиеся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении.

Но результаты изложения, к сожалению, не смогут учитываться при поступлении в вуз.

Написание итогового сочинения или изложения является обязательным, так как без них нельзя получить аттестат.

В девятых классах скоро тоже будет свой вариант допуска к экзаменам – итоговое собеседование по русскому языку. Пока оно ещё тестируется, но скорее всего, скоро будет введено как обязательное. Об этом мы постараемся рассказать в последующих статьях.

Комментарии 1

  • Как можно всех детей через эту мясорубку пропускать? Зачем физикам или математикам всё это? Им достаточно диктант написать, чтобы просто была возможность грамотность проверить. Если человек не гуманитарий, не может написать сочинение, всё, в университет пути нет? Пусть сочинение пишут те ученики, которые в гуманитарные ВУЗы поступают, иначе пусть тогда гуманитарии сдают профильную математику, включая вторую часть. И чтобы в ВУЗы их без высоких баллов по математике не брали.
    Авторам экзамена по русскому языку: вы калечите детей, вы уничтожаете тех, кто хочет поступать в технические ВУЗы. Это говорю вам я, математик, закончивший мат-мех СПБГУ. Если вы будете судить рыбу по её способности взбираться на дерево, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Подробнее:
права и обязанности учителя
Права и обязанности учителя: а есть ли у него права?

Вроде уже много писала и об учителе (немного здесь и целая статья чисто об учителе), о классном руководителе, но пока...

Закрыть