Зачем и как пишут итоговое сочинение по русскому языку

 

Неделю назад одиннадцатиклассники написали итоговое сочинение, на котором я снова была в качестве общественного наблюдателя (в последний раз я присутствовала на ОГЭ по математике в июне этого года и по свежим впечатлениям написала статью про общественных наблюдателей и как ими можно стать). Возможность присутствия в качестве общественного наблюдателя на итоговом сочинении появилась в этом году.
Статья рассказывает о сути данного мероприятия, его особенностях родителям и учащимся, выпускникам прошлых лет.зачем пишут итоговое сочинение по русскому языку

При подготовке материала использовалось Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 27 ноября 2014 г. № 02-747 «О направлении методических рекомендаций по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования».

Подача заявки на написание итогового сочинения

Заявка подается в виде заявления не позже, чем за 2 недели до начала. За учащихся это делает сама школа, а выпускники прошлых лет подают сами в органы управления образования (управление образования города/района).

Кто разрабатывает задания?

Задания и критерии оценивания разрабатывает Рособрнадзор.

О дате написания

Проводится в первую рабочую среду декабря, февраля, мая (после праздников). Учащиеся школ пишут, как правило, в декабре. Если же по каким-либо (уважительным) причинам они не смогли написать со всеми, то будут писать в два оставшихся установленных законом дня.

О времени написания

Здесь как на ЕГЭ по русскому языку. Начало в 10:00, продолжительность – 3 часа 55 минут.

Требования к участнику итогового сочинения

Те же самые требования (как на ЕГЭ) к личным вещам участников итогового сочинения – с собой только паспорт, ручка гелевая или капиллярная с черными чернилами. Еда, питье, лекарства – по надобности. Сама школа обеспечивает, чтобы на столах были орфографические словари.

Как и кем проверяются сочинения

Для проверки в школе организуется комиссия по проверке и оцениванию. Как правило, это школьные учителя русского языка и литературы, как минимум, работавшие в выпускных классах и проверявших в данных классах изложения и сочинения. А требований у них достаточно много, подробно о них вы можете прочитать в самом нормативном акте, пункт 3.8.

Могут также привлекаться независимые эксперты из других школ. Стоит отметить, что пока власти в области образования полностью не обработают результаты сочинения, то эксперты не имеют права разглашать результаты испытания.

Проверяются работы экспертом один раз. Завершается проверка не позднее 7 дней со дня написания работы.

Оценки

Ставится «зачет» или «незачет». Проверяются в соответствии с пятью критериями (приложение № 5 вышеназванного нормативного акта), критерии № 1 и №2 являются основными. По ним нужно обязательно получить «зачет» и дополнительно «зачет» по одному из трёх оставшихся, тогда сочинение будет зачтено.

Теперь сами критерии:
1) Соответствие теме (участник выбирает одну из предложенных тем и раскрывает ее);
2) Аргументация. Нужно использовать примеры из литературы, хотя бы один. Если его нет или только упоминается, но никак не раскрывается, то ставят «незачет».
3) Композиция и логика рассуждения (как построено сочинение).
4) Качество письменной речи (правильная ли речь, обороты).
5) Грамотность (незачет, если на 100 слов более 5 ошибок).

Также нельзя забывать об объеме. Незачет ставится, если в сочинении менее 250 слов. Хотя детям об этом говорят во время инструктажа и такой ошибки наверняка ни у кого не бывает.

Проверенные работы должны храниться в образовательной организации до окончания ЕГЭ.

Для чего пишут итоговое сочинение и что это дает?

Сочинение является допуском к сдаче ЕГЭ. Так же оно может помочь при поступлении в вуз (вуз запрашивает текст, сам его оценивает и может добавить к результату ЕГЭ по русскому языку до 10 дополнительных баллов).

Про итоговое изложение

В письме и рекомендациях к нему наряду с итоговым сочинением присутствует понятие итогового изложения. Но его могут выбрать вместо сочинения не все.

Изложение вправе писать:
— обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
— обучающиеся, получающие среднее общее образование по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
— лица, обучающиеся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении.

Но результаты изложения, к сожалению, не смогут учитываться при поступлении в вуз.

Написание итогового сочинения или изложения является обязательным, так как без них нельзя получить аттестат.

В девятых классах скоро тоже будет свой вариант допуска к экзаменам – итоговое собеседование по русскому языку. Пока оно ещё тестируется, но скорее всего, скоро будет введено как обязательное. Об этом мы постараемся рассказать в последующих статьях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Подробнее:
родительские собрания
Родительские собрания: что на них должно, может и не должно быть

Типичное описание родительского собрания: «Быстро поведали у кого неуды, плохое поведение, похвала отличникам и успевающим, а затем любимая часть –...

Закрыть