5 проблем со здоровьем, которые возникают во время учёбы в школе: что их вызывает и как предотвратить

 

Первую статью в новом году хочу посвятить не очень приятной, но важной для родителей школьника теме – здоровью вашего ребёнка-учащегося.


Школа – ступень жизни каждого человека, в которой он находится в течение 10-11 лет. Естественно, что за это время ребёнок не только взрослеет, мужает, умнеет, но и терпит изменения в своём здоровье. Такие изменения могут хорошо или плохо на нём отразиться. Догадайтесь, о чём пойдёт речь? Да, мы опишем проблемы со здоровьем из-за школы, опираясь  на Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

проблемы со здоровьем из-за школы1. Плохое зрение

Самый распространённый недуг, который ребёнок может получить во время учёбы в школе – испортить зрение.

Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты.

СанПиН пишет правильно. Но дети с плохим зрением, как правило, носят корректирующие очки, а дети с хорошим зрением вынуждены сидеть на последних партах. Вот тут-то и выявляется парадокс: у тех, кто имел хорошее зрение, оно портится из-за постоянного напряжения глаз, дабы нужно разглядеть, что там учитель написал на тёмной доске еле видным мелом.
Почему портится зрение? Из-за плохого света в классе или доска расположена очень далеко и приходится постоянно напрягаться, чтобы увидеть написанное учителем. Ещё многие ребята «в очках» не маленького роста. А «низкие» должны ещё и выглядывать из-за них.

Что не надо делать: всеми правдами и неправдами просить учителя посадить ребёнка ближе к доске.

У меня было 29 учеников и 30 мест. Из них человек 10 имели показания, чтобы сидеть близко к доске. Ещё класс был очень шумный, нужно было и это учесть в рассадке (сажать болтунов подальше друг от друга, а их большинство). Некоторые родители требовали в приказном тоне пересадить ребенка ближе, так как якобы зрение стало ухудшаться и ещё ребёнок маленького роста! Каким-то образом я решала эту проблему в ущерб ребятам с хорошим зрением. Вы до сих пор считаете, что быть учителем и классным руководителем легко и просто? Прочитайте статьи про них по ссылкам, нажав на выделенные слова.

Чего делать: следить за зрением у ребёнка. Попросить его говорить, если он станет хуже видеть. Посоветоваться с врачом – окулистом о приёме витаминов для зрения.

Косоглазие

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

Действительно ли периодическая смена рядов помогает в профилактике косоглазия, я сказать не могу. Тем более, что за год в своём 5 классе я пересаживала детей раз 10.

2. Проблемы с пищеварением

Почему возникают? Если у ребёнка есть предрасположенность к проблемам с органами пищеварения, то вместе с другими факторами очень велик шанс «получить» гастрит.

Теперь другие причины:

  • ребёнок не завтракает: плохая привычка (вспомните начало поговорки «Завтрак съешь сам…»), ведь до обеда ребёнок должен отсидеть как минимум 3 урока, откуда брать энергию?
  • ребёнок не ест в школе (о причинах я писала здесь и здесь);
  • любит вместо школьного обеда сбегать в магазин за чипсами и газировкой (чем это грозит, думаю, рассказывать не надо);

Что делать не надо: ругать ребёнка и не давать деньги на питание.

Что делать: если любая причина имеет место быть, то прочитайте статью о том, как организовать питание ребёнка в школе.

3. Плохая осанка

В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий в соответствии с рекомендациями приложения 1 настоящих санитарных правил.

В начальной школе следить за осанкой вполне возможно. А в 5 классе, когда у ребёнка как минимум 10 учителей? Разве каждый будет подходить, хлопать по спине и говорить «выпрями спину»? Вряд ли.

Чего не надо делать: ругать учителя, что он не следит за осанкой ребёнка во время урока. Если он захочет, то скажет. А если вы ругаете учителя дома, ребёнок будет слушать его на уроке?

Что надо делать: самим следить за осанкой ребёнка самим. Приобретать мебель (кресло), поддерживающую осанку при работе за столом. Делать выбор в пользу рюкзака, а не сумки. Учить ребёнка правильно сидеть за столом и ходить.

4. Головные боли, быстрая утомляемость

Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные — во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы.

Если в классе плохое проветривание, то у ребёнка может возникнуть головная боль, он утомляется, плохо воспринимает материал и т.д. Если в классе кто-то болеет – другие могут заразиться, поскольку зараза «гуляет» по классу.
Почему класс плохо проветривается? Вряд ли из-за лени учителя, которому сложно открыть окно. В наших школах окна настолько старые, что зачастую боишься тронуть его лишний раз, а то вдруг развалится. По этой причине классные руководители и могут на родительских собраниях просить поставить хоть одно новое окно, чтобы можно было проветривать. Но родители воспринимают это как очередной побор. Но ведь окно нужно для здоровья детей, а не для прихоти школы. Почитайте здесь о том, в каких случаях сбор денег в школе имеет смысл и не является пустым побором.
Но раз уж начали разговор о проветривании, сразу приходит на ум вопрос о температуре в классе. То бывает слишком жарко (хуже, если душно), то слишком холодно (хоть куртку надевай). А существуют нормы:

Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 — 24 С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских — 17 — 20 С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната — 20 — 24 С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала — 20 — 22 С, душевых — 25 С.

Пусть будет прохладно, чем жарко. Учёные доказали, что в холоде наш мозг работает лучше и не обязательно, что мы заболеем (вспомните про закаливания).

Чего делать не надо: скандалить, что в школе плохое проветривание, холодно, жарко и т.д.

Что надо делать: выяснить в чём причина. Объяснить на родительском собрании, чем родители могут помочь (починить, заклеить и в крайнем случае поставить новое). Зачастую школе требуются не родительские деньги, а мудрый совет и профессиональная помощь. Ведь среди родителей столько разных специалистов, неужели они не смогут решить проблему с проветриванием кабинета?

Для решения вышеупомянутых проблем учителя используют физкультминутки:

С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения, обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.

Только меня волновал вопрос, стоит ли их проводить в шумных классах. Их и так сложно посадить, а после физкультминутки совсем невозможно.

5. Любые другие болезни, вызванные стрессом.

Контрольные, экзамены, проблемы с одноклассниками и учителями – всё это может вызвать переживания и стресс, а любые болезни от стресса.

Чего не надо делать: ругать за двойки (от этого стресс увеличится), за необщительность (если ваш ребёнок застенчив, и вы считаете, что это плохо, то почитайте здесь), решать проблемы с одноклассниками или учителей и вашим ребёнком без помощи классного руководителя (самому).

Что делать: беседовать с ребёнком о том, что получение двойки – не конец света и всё исправимо. Если классный руководитель не может решить проблему конфликтов ребенка с другим учеником – писать заявление завучу или директору.

Самый главный совет – подробно разобраться во всех ситуациях. За любой проблемой всегда скрывается «айсберг» человеческих отношений и, решая одну проблему, мы часто не видим за ней другую. Для этого существуют психологи и не надо их избегать.

Будьте мудры, беседуйте с ребёнком о его проблемах, посещайте школу как можно чаще, дабы познать это место лучше. А если нет возможности – читайте статьи на нашем сайте. Спасибо за внимания и до новых встреч.

Комментарии 8

  • Посоветуйте, пожалуйста! У дочки близорукость средней степени (-5) и она левша. Ей необходимо хорошее освещение, но освещение в классе для правшей. Сидит 2 года в ряду парт у стены. Как поговорить с учителем? Что учитель думает, в принципе, о такой проблеме?

    • К сожалению, мне неизвестно, чем отличается освещение в классе для правшей и левшей, так как свет падает одинаково. Но вам стоит попросить у учителя, чтобы ребенка посадили к окну, в левый ряд, чтобы доска находилась справа. Учитель должен учитывать физические и психические особенности детей, в том числе леворукость.

  • «Освещение для правшей» — слева, «освещение для левшей» — справа. Пишущая рука всё-таки частично загораживает падающий из окна свет. А хорошо освещается только ряд у окна. Что компенсирует потерю от тени пишущей руки.
    Спасибо за ответ. Жаль что нет таких официальных рекомендаций учителям. Не знаю какие аргументы для нашей классной руководительницы будут убедительны.

    • Если есть возможность, обратитесь к врачу, который в соответствии с особенностями вашего ребенка выпишет рекомендации, которые школа должна будет соблюсти. Или попробуйте написать заявление на имя директора, в котором объясните, что при рассадке не учитываются следующие физические и психические особенности ребенка:… . Такое заявление обязаны принять и рассмотреть в течение месяца. Может тогда классный руководитель обратит внимание. Желательно для убедительности приложить к заявлению заключение врача. Так как у ребенка плохое зрение, проблему не должны обойти стороной.

  • Хорошая и полезная статья. Спасибо за информацию!


  • Notice: Undefined variable: userid in /home/a0019845/domains/shkola-i-my.ru/public_html/wp-content/plugins/user-photo/user-photo.php on line 114
    надежда

    часто болеющий ребенок пропускает занятия что делать

    • Данный вопрос вы можете решить только с администрацией школы.Но если ваш ребенок не имеет серьезных оснований для перевода на индивидуальное обучение,то придется многое делать дома, чтобы не допустить академических задолженностей.

  • Учителя как раз не проветривают, потому что им холодно всегда, у них гиподинамия, и да им лень бывает, и нет желания, потому что им не душно и не жарко, они , учителя, в основном женщины в возрасте, многие из них пьют пусть даже и самые щадящие успокоительные, кровообращение плохое, им как раз холодно, поэтому хочется потеплее и окна они держат почти всегда закрытыми. Подруга работала врачом в школах, и рассказывала, что часто наблюдала картину, что если преподавательский состав — люди в возрасте, то школа превращается в дом престарелых, где нельзя проветривать, нельзя бегать, прыгать, громко разговаривать и смеяться — на переменах, под запретом любые подвижные игры. Мне просто недавно эта тема стала интересна, т.к. в нашей школе учитель не проветривыает и не выпускает детей, и когда начинается отпление дети начинают массово болеть. В общем, я обратилась за советом к подруге. Она работала в нескольких Московских школах. Она говорит, что как правило, все окна оснащены откидными фрамугами с рычагами, открыть проще простого, но учителя в возрасте этого делать не будут, они еще ходят и жалуются руководству на то, что жарко, а на термометрах, при таких жалобах, в сезон отопления ниже 26 никогда не бывает, а часто средняя темп в класса 27-28 градусов. Учителя сами молодятся, стараются одеваться в эффектные обтягивающие платья карандаши с короткими рукавами, туфли на каблучках,которые им жмут и ноги отекают, так что это видно, вот еще дополнительный фактор, вызывающий чувство холода. Уважаю учителей следящих за собой, обожаю следить за собой и хорошо выглядеть всегда, вдвойне похвально, если это делвает учитель в возрасте. ..это даже не обсуждается. Но не за счет издевательств над детьми. Надо продумывать свой образ, одежду, уж за столько лет работы и доступности на данный момент в Москве любой одежды на любой вкус и состав можно красиво одеться и не так чтобы приносить в жкуртву себя и детей. Хотя может я разошлась совсем и им просто в голово не приходит эта взаимосвязь. Еще подруга рассказывает, что многие дети приходили и жаловались на головную боль, утомляемость, у некоторых была кровь из носа. Как правило эти жалобы совпадали с сезоном отопления и с пренебрежением соблюдения воздушно-теплового и режима проветриваний, а так же такое случалось только у тех учителей, которые запрещают играть в подвижные игры, отменяют перемены и стараются не выпускать детей из класса., и не проветривают помещение. Я считаю, что виноваты Вы, родители, думаете кто то другой за вас изучит эту тему, решит вопрос, уговорит или заствит школу соблюдать правила, моя хата с краю, правда? Чужой тете, которая сидит мерзнет при 28 градусах с закрытым окном и которой самой до себя конечно же ваш ребенок нужнее, она о нем позаботится. Она о себе позаботиться не в силах…. А когда здоровье ребенка совсем плохое начинаются поиски виноватых, только почему то виноваты не реальные виновники у таких прокрастинирующих родителей, а другие родители, которые следят за тем кто и как влияет на развитие ребенка, и во время вмешиваются в этот процесс, если надо, таким образом избегая, иногда непоправимого вреда. Так что если все такие смелые, умные, образованные, любят советы по воспитанию давать другим, умеют пользоваться гаджетами и обладают аналитическим мышлением..вперед! изучите тему(интернет, архивы, нормативные акты, законы, бибилиотеки, спец.организации в конце концов) и давайте, действуйте, пишите, обращайтесь в школы, Рособрнадзор, Санит. врачам районов о том, что не соблюдаются правила и страдают ваши дети в том числе! Здесь нужна массовость и неуклонность. Санитарные правила обязательны к исполнению всеми обр огранизациями, это законодательный акт федерального уровня, их написали научные сотрудники в медицине, и не в компетенции учителей решать можно выполнять правила или нет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Подробнее:
классный руководитель
Классный руководитель: что входит в его функции?

Уже почти два года существует эта статья и очень много читателей жаловались на то, что мои слова ничем не обоснованы,...

Закрыть