Первую статью в новом году хочу посвятить не очень приятной, но важной для родителей школьника теме – здоровью вашего ребёнка-учащегося.
Школа – ступень жизни каждого человека, в которой он находится в течение 10-11 лет. Естественно, что за это время ребёнок не только взрослеет, мужает, умнеет, но и терпит изменения в своём здоровье. Такие изменения могут хорошо или плохо на нём отразиться. Догадайтесь, о чём пойдёт речь? Да, мы опишем проблемы со здоровьем из-за школы, опираясь на Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
1. Плохое зрение
Самый распространённый недуг, который ребёнок может получить во время учёбы в школе – испортить зрение.
Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты.
СанПиН пишет правильно. Но дети с плохим зрением, как правило, носят корректирующие очки, а дети с хорошим зрением вынуждены сидеть на последних партах. Вот тут-то и выявляется парадокс: у тех, кто имел хорошее зрение, оно портится из-за постоянного напряжения глаз, дабы нужно разглядеть, что там учитель написал на тёмной доске еле видным мелом.
Почему портится зрение? Из-за плохого света в классе или доска расположена очень далеко и приходится постоянно напрягаться, чтобы увидеть написанное учителем. Ещё многие ребята «в очках» не маленького роста. А «низкие» должны ещё и выглядывать из-за них.
Что не надо делать: всеми правдами и неправдами просить учителя посадить ребёнка ближе к доске.
У меня было 29 учеников и 30 мест. Из них человек 10 имели показания, чтобы сидеть близко к доске. Ещё класс был очень шумный, нужно было и это учесть в рассадке (сажать болтунов подальше друг от друга, а их большинство). Некоторые родители требовали в приказном тоне пересадить ребенка ближе, так как якобы зрение стало ухудшаться и ещё ребёнок маленького роста! Каким-то образом я решала эту проблему в ущерб ребятам с хорошим зрением. Вы до сих пор считаете, что быть учителем и классным руководителем легко и просто? Прочитайте статьи про них по ссылкам, нажав на выделенные слова.
Чего делать: следить за зрением у ребёнка. Попросить его говорить, если он станет хуже видеть. Посоветоваться с врачом – окулистом о приёме витаминов для зрения.
Косоглазие
Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.
Действительно ли периодическая смена рядов помогает в профилактике косоглазия, я сказать не могу. Тем более, что за год в своём 5 классе я пересаживала детей раз 10.
2. Проблемы с пищеварением
Почему возникают? Если у ребёнка есть предрасположенность к проблемам с органами пищеварения, то вместе с другими факторами очень велик шанс «получить» гастрит.
Теперь другие причины:
- ребёнок не завтракает: плохая привычка (вспомните начало поговорки «Завтрак съешь сам…»), ведь до обеда ребёнок должен отсидеть как минимум 3 урока, откуда брать энергию?
- ребёнок не ест в школе (о причинах я писала здесь и здесь);
- любит вместо школьного обеда сбегать в магазин за чипсами и газировкой (чем это грозит, думаю, рассказывать не надо);
Что делать не надо: ругать ребёнка и не давать деньги на питание.
Что делать: если любая причина имеет место быть, то прочитайте статью о том, как организовать питание ребёнка в школе.
3. Плохая осанка
В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий в соответствии с рекомендациями приложения 1 настоящих санитарных правил.
В начальной школе следить за осанкой вполне возможно. А в 5 классе, когда у ребёнка как минимум 10 учителей? Разве каждый будет подходить, хлопать по спине и говорить «выпрями спину»? Вряд ли.
Чего не надо делать: ругать учителя, что он не следит за осанкой ребёнка во время урока. Если он захочет, то скажет. А если вы ругаете учителя дома, ребёнок будет слушать его на уроке?
Что надо делать: самим следить за осанкой ребёнка самим. Приобретать мебель (кресло), поддерживающую осанку при работе за столом. Делать выбор в пользу рюкзака, а не сумки. Учить ребёнка правильно сидеть за столом и ходить.
4. Головные боли, быстрая утомляемость
Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные — во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы.
Если в классе плохое проветривание, то у ребёнка может возникнуть головная боль, он утомляется, плохо воспринимает материал и т.д. Если в классе кто-то болеет – другие могут заразиться, поскольку зараза «гуляет» по классу.
Почему класс плохо проветривается? Вряд ли из-за лени учителя, которому сложно открыть окно. В наших школах окна настолько старые, что зачастую боишься тронуть его лишний раз, а то вдруг развалится. По этой причине классные руководители и могут на родительских собраниях просить поставить хоть одно новое окно, чтобы можно было проветривать. Но родители воспринимают это как очередной побор. Но ведь окно нужно для здоровья детей, а не для прихоти школы. Почитайте здесь о том, в каких случаях сбор денег в школе имеет смысл и не является пустым побором.
Но раз уж начали разговор о проветривании, сразу приходит на ум вопрос о температуре в классе. То бывает слишком жарко (хуже, если душно), то слишком холодно (хоть куртку надевай). А существуют нормы:
Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 — 24 С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских — 17 — 20 С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната — 20 — 24 С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала — 20 — 22 С, душевых — 25 С.
Пусть будет прохладно, чем жарко. Учёные доказали, что в холоде наш мозг работает лучше и не обязательно, что мы заболеем (вспомните про закаливания).
Чего делать не надо: скандалить, что в школе плохое проветривание, холодно, жарко и т.д.
Что надо делать: выяснить в чём причина. Объяснить на родительском собрании, чем родители могут помочь (починить, заклеить и в крайнем случае поставить новое). Зачастую школе требуются не родительские деньги, а мудрый совет и профессиональная помощь. Ведь среди родителей столько разных специалистов, неужели они не смогут решить проблему с проветриванием кабинета?
Для решения вышеупомянутых проблем учителя используют физкультминутки:
С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения, обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.
Только меня волновал вопрос, стоит ли их проводить в шумных классах. Их и так сложно посадить, а после физкультминутки совсем невозможно.
5. Любые другие болезни, вызванные стрессом.
Контрольные, экзамены, проблемы с одноклассниками и учителями – всё это может вызвать переживания и стресс, а любые болезни от стресса.
Чего не надо делать: ругать за двойки (от этого стресс увеличится), за необщительность (если ваш ребёнок застенчив, и вы считаете, что это плохо, то почитайте здесь), решать проблемы с одноклассниками или учителей и вашим ребёнком без помощи классного руководителя (самому).
Что делать: беседовать с ребёнком о том, что получение двойки – не конец света и всё исправимо. Если классный руководитель не может решить проблему конфликтов ребенка с другим учеником – писать заявление завучу или директору.
Самый главный совет – подробно разобраться во всех ситуациях. За любой проблемой всегда скрывается «айсберг» человеческих отношений и, решая одну проблему, мы часто не видим за ней другую. Для этого существуют психологи и не надо их избегать.
Будьте мудры, беседуйте с ребёнком о его проблемах, посещайте школу как можно чаще, дабы познать это место лучше. А если нет возможности – читайте статьи на нашем сайте. Спасибо за внимания и до новых встреч.
Посоветуйте, пожалуйста! У дочки близорукость средней степени (-5) и она левша. Ей необходимо хорошее освещение, но освещение в классе для правшей. Сидит 2 года в ряду парт у стены. Как поговорить с учителем? Что учитель думает, в принципе, о такой проблеме?
К сожалению, мне неизвестно, чем отличается освещение в классе для правшей и левшей, так как свет падает одинаково. Но вам стоит попросить у учителя, чтобы ребенка посадили к окну, в левый ряд, чтобы доска находилась справа. Учитель должен учитывать физические и психические особенности детей, в том числе леворукость.
«Освещение для правшей» — слева, «освещение для левшей» — справа. Пишущая рука всё-таки частично загораживает падающий из окна свет. А хорошо освещается только ряд у окна. Что компенсирует потерю от тени пишущей руки.
Спасибо за ответ. Жаль что нет таких официальных рекомендаций учителям. Не знаю какие аргументы для нашей классной руководительницы будут убедительны.
Если есть возможность, обратитесь к врачу, который в соответствии с особенностями вашего ребенка выпишет рекомендации, которые школа должна будет соблюсти. Или попробуйте написать заявление на имя директора, в котором объясните, что при рассадке не учитываются следующие физические и психические особенности ребенка:… . Такое заявление обязаны принять и рассмотреть в течение месяца. Может тогда классный руководитель обратит внимание. Желательно для убедительности приложить к заявлению заключение врача. Так как у ребенка плохое зрение, проблему не должны обойти стороной.
Хорошая и полезная статья. Спасибо за информацию!
часто болеющий ребенок пропускает занятия что делать
Данный вопрос вы можете решить только с администрацией школы.Но если ваш ребенок не имеет серьезных оснований для перевода на индивидуальное обучение,то придется многое делать дома, чтобы не допустить академических задолженностей.
Учителя как раз не проветривают, потому что им холодно всегда, у них гиподинамия, и да им лень бывает, и нет желания, потому что им не душно и не жарко, они , учителя, в основном женщины в возрасте, многие из них пьют пусть даже и самые щадящие успокоительные, кровообращение плохое, им как раз холодно, поэтому хочется потеплее и окна они держат почти всегда закрытыми. Подруга работала врачом в школах, и рассказывала, что часто наблюдала картину, что если преподавательский состав — люди в возрасте, то школа превращается в дом престарелых, где нельзя проветривать, нельзя бегать, прыгать, громко разговаривать и смеяться — на переменах, под запретом любые подвижные игры. Мне просто недавно эта тема стала интересна, т.к. в нашей школе учитель не проветривыает и не выпускает детей, и когда начинается отпление дети начинают массово болеть. В общем, я обратилась за советом к подруге. Она работала в нескольких Московских школах. Она говорит, что как правило, все окна оснащены откидными фрамугами с рычагами, открыть проще простого, но учителя в возрасте этого делать не будут, они еще ходят и жалуются руководству на то, что жарко, а на термометрах, при таких жалобах, в сезон отопления ниже 26 никогда не бывает, а часто средняя темп в класса 27-28 градусов. Учителя сами молодятся, стараются одеваться в эффектные обтягивающие платья карандаши с короткими рукавами, туфли на каблучках,которые им жмут и ноги отекают, так что это видно, вот еще дополнительный фактор, вызывающий чувство холода. Уважаю учителей следящих за собой, обожаю следить за собой и хорошо выглядеть всегда, вдвойне похвально, если это делвает учитель в возрасте. ..это даже не обсуждается. Но не за счет издевательств над детьми. Надо продумывать свой образ, одежду, уж за столько лет работы и доступности на данный момент в Москве любой одежды на любой вкус и состав можно красиво одеться и не так чтобы приносить в жкуртву себя и детей. Хотя может я разошлась совсем и им просто в голово не приходит эта взаимосвязь. Еще подруга рассказывает, что многие дети приходили и жаловались на головную боль, утомляемость, у некоторых была кровь из носа. Как правило эти жалобы совпадали с сезоном отопления и с пренебрежением соблюдения воздушно-теплового и режима проветриваний, а так же такое случалось только у тех учителей, которые запрещают играть в подвижные игры, отменяют перемены и стараются не выпускать детей из класса., и не проветривают помещение. Я считаю, что виноваты Вы, родители, думаете кто то другой за вас изучит эту тему, решит вопрос, уговорит или заствит школу соблюдать правила, моя хата с краю, правда? Чужой тете, которая сидит мерзнет при 28 градусах с закрытым окном и которой самой до себя конечно же ваш ребенок нужнее, она о нем позаботится. Она о себе позаботиться не в силах…. А когда здоровье ребенка совсем плохое начинаются поиски виноватых, только почему то виноваты не реальные виновники у таких прокрастинирующих родителей, а другие родители, которые следят за тем кто и как влияет на развитие ребенка, и во время вмешиваются в этот процесс, если надо, таким образом избегая, иногда непоправимого вреда. Так что если все такие смелые, умные, образованные, любят советы по воспитанию давать другим, умеют пользоваться гаджетами и обладают аналитическим мышлением..вперед! изучите тему(интернет, архивы, нормативные акты, законы, бибилиотеки, спец.организации в конце концов) и давайте, действуйте, пишите, обращайтесь в школы, Рособрнадзор, Санит. врачам районов о том, что не соблюдаются правила и страдают ваши дети в том числе! Здесь нужна массовость и неуклонность. Санитарные правила обязательны к исполнению всеми обр огранизациями, это законодательный акт федерального уровня, их написали научные сотрудники в медицине, и не в компетенции учителей решать можно выполнять правила или нет.
Ученик самый крупный и высокий в классе,носит очки писал и списывал с доски сидя за 3 партой,потом пересел на вторую парту,по просьбе мамы,сейчас требует его пересадить за первую,а в классе большинство меньше него ростом,Что должен сделать и как поступить Учитель??? Они не предоставили никакого Документа
Просите предоставить медицинский документ с рекомендациями врача (они обычно пишут, что рекомендуем сажать за определенную парту). В ином случае попробовать посадить в крайнем ряду.